Анна Алексеевна Трещихина посвятила педагогике 30 лет. Сколько учеников за это время прошло через ее большое материнское сердце, трудно сосчитать. Ее внимания и заботы хватало на всех – и на собственных семерых детей, и на ребят, которых она учила. Недавно Анне Алексеевне исполнилось 95 лет. Она благодарна судьбе за все трудности и радости и уверена, что не зря прожила эти годы.
Родилась Анна Алексеевна Кентина в деревне Евра Кондинского района. С 7 лет девочка сама доила корову и помогала родителям по хозяйству. Семье пришлось выйти из колхоза, собрать обоз с вещами и поехать за 70 километров обживать новые места – берега Чёрной речки. Отец уходил на охоту, мама – в лес. Аннушка оставалась на это время в доме за старшую, следила за младшей сестрой.
– Питаясь от даров тайги, жили в 30-е годы многие семьи в нашем крае, – делится старушка.
В начале войны из Евры стали забирать мужчин. Ушел на фронт и отец Анны. Сама она пошла работать в колхоз. Раз в неделю девочка пробегала путь от Евры до Сатыги – 20 километров в одну сторону и обратно, разносила почту землякам.
– Самое страшное было – отдавать похоронки. Эти минуты в жизни забыть невозможно. Пока я преодолевала путь от деревни к деревне, все думала, что сказать родным, как протянуть руку с этим конвертом, – вспоминает моя собеседница.
Анна с детства мечтала стать учительницей. Еще до учебы в школе маленькая девочка проводила уроки для своих кукол. После окончания 7-го класса она поступила в педагогическое училище в Самарово. Училась хорошо, вела активную жизнь, участвовала в художественной самодеятельности.
– После получения специальности меня оставили работать в городе, но я решила вернуться в родной поселок – звали родные места, – рассказывает Анна Алексеевна.
В 1946 году отца Анны, вернувшегося с войны, отправили работать в Сатыгу. Анна поехала вместе с семьей и устроилась в местную школу.
– Здание было двухэтажным, в деревянном исполнении, – делится воспоминаниями старушка. – Там я стала учить свой самый первый класс – 12 человек.
Уже в конце года молодую учительницу перевели работать в родной поселок Евра. После этого еще некоторое время она преподавала в школе-интернате в Печерах.
– В поселок добирались на лодках по озеру Турсунт, – рассказывает Анна Алексеевна. – 15 учеников в интернате жили одной семьей. Я была единственной учительницей, еще один повар, техничка, вот и весь коллектив. Печки в здании отапливали дровами, которые мы заготавливали вместе с учениками. Сами пилили, валили лес, рубили, складывали в поленницы. Зимой на лошадях вывозили поленья из леса. Мужчин в поселке не было, после войны вернулось всего двое. Часто в сутки приходилось отдыхать по 3–4 часа.
Моя собеседница вспоминает, что снабжали школу хорошо.
– Из Ханты-Мансийска привозили ручки, тетради, учебники, одежду детям, – вспоминает Анна Алексеевна. – Занятия мы старались проводить чаще на природе. Уезжали на лодках, часто пешком ходили, брали с собой удочки, ловили рыбу, варили уху, но ночевать на берегу реки или в лесу с детьми не оставались. На уроках пения готовили с детьми концерты, а потом показывали их односельчанам.
Через 3 года школу-интернат закрыли, и Анну Алексеевну перевели работать в поселок Супра, располагавшийся на реке Мулымья. В 1950 году она стала заведующей школой, продолжая вместе с этим вести уроки.
В 1961-м Анна Алексеевна переехала в новый поселок – Шаим.
– При школе был приусадебный участок, на котором мы с учениками выращивали картошку, – вспоминает старушка. – Урожай мы потом продавали, а на вырученные деньги покупали краску, ткань для школьной формы.
Анна Алексеевна бережно хранит фотографию своих учеников тех лет.
– Видите, какие они у меня веселые, улыбаются, – говорит моя собеседница и, вглядываясь в каждое лицо, называет всех по именам.
В 1974-м Анну Алексеевну перевели в 8-летнюю школу поселка Чантырья. В любую погоду, в самые лютые морозы шла она каждый день пешком на работу к любимым ученикам. А дома учительницу ждала семья – муж и семеро детей.
Анна Алексеевна прожила со своим супругом Анатолием Артемьевичем вместе 47 лет.
– Раньше детских садов не было, поэтому детей оставляли с соседями или старшими детьми. Не была я ни разу и в декретном отпуске. В пятницу родишь, а в понедельник уже идешь на работу, – улыбается старушка.
За свой материнский подвиг Анна Алексеевна была награждена орденом «Материнская слава». У нее на все хватало энергии. Эта скромная женщина успевала заниматься общественной деятельностью и много лет была депутатом сельского совета.
И сегодня она встречает своих учеников и радуется, что они узнают ее и интересуются самочувствием.
– Мне на душе становится теплее, – признается моя собеседница.
На вопрос о том, какую бы вы выбрали профессию, если бы можно было начать жить заново, Анна Алексеевна не задумываясь отвечает: «Только учителя. Я любила каждого своего ученика, они были мне как родные дети».
Воспоминания записаны со слов Трещихиной А. А. в марте 2006 года, дополнены в феврале 2015 года.
Фото из архива семьи Трещихиных
Опубликованных комментариев пока нет.