Гудение вьюги
Первой о сгоревшем доме в чат добровольцев няганского отделения Гумкорпуса написала Инна Акатьева – она отдаленно знала погорельцев. Когда женщина собиралась на работу в Няганскую окружную больницу, увидела зарево и поспешила к соседям. Много лет Инна работает медсестрой в отделении гинекологии, а в свободное время разносит лекарства и продукты нуждающимся.
Так мы с ней и познакомились: однажды весной 2020 года, когда разносили лекарства, Инна заметила, что одна бабушка очень плохо выглядит, и вызвала ей скорую, оказав первую медицинскую помощь.
После ревизии своих вещей я поняла, что давно раздала все, что только можно было раздать. А потом, выглянув в окно и увидев вьюгу, позвонила Инне – взять координаты погорельцев. Твердо решила, что в своей квартире я вполне смогу организовать временный склад вещей для семьи Тихомировых.
Борьба с мошенниками
Будучи по натуре пиарщиком, я понимала, что стоит начать с хорошего, но короткого текста. Набросав объявление с комментарием главы няганского отделения Гумкорпуса Алены Болкисевой о погорельцах, со ссылкой на МЧС округа, где говорилось о пожаре, я позвонила главному редактору «Новостей Югры» Владимиру Меркушеву и попросила оперативно опубликовать новость на сайте. Чтобы люди, загуглив новость о пожаре в Нягани, смогли оперативно проверить данные. Ведь это важный шаг в борьбе с мошенниками.
Позже погорелица Елена Тихомирова призналась мне, что буквально в первые часы после пожара кто-то разыскал ее номер и попросил по телефону… назвать данные банковской карты и три цифры с обратной стороны, чтобы «перевести» средства. Она ответила, что есть только номер телефона, привязанный к «Сбербанку», а карточка сгорела. Тогда на другом конце провода положили трубку, потеряв всякий интерес.
Принцип домино
Следующим шагом после публикации в СМИ стала совместная работа с владельцами крупнейших няганских пабликов в соц-
сетях. Из всех админов я знала лично лишь Дмитрия Косолапого.
Дима – мой ровесник, ему 32. Больше шести лет он ведет паблики «Типичная Нягань» и «Нягань [ТН]». У них почти 64 тысячи подписчиков. Дима бесплатно продвинул объявление о сборе вещей для погорельцев. И его увидели 22 тысячи раз, а люди сделали не одну сотню репостов…
Потом был пост о Тихомировых в «Отдам даром Нягань» Татьяны Шумаковой, известной в городе зоозащитницы. Таня недавно родила ребенка. И писала прямо из роддома.
А дальше – принцип домино: владельцы других пабликов публиковали текст снова и снова. Быстро выбравшись из «ВК» в мессенджеры, текст осел в родительских и рабочих чатах.
Королева в белой шубе
К концу первого дня мне позвонили больше 60 раз, а коридор заполнился сумками с одеялами, вещами первой необходимости. Больше всего меня впечатлила светловолосая женщина в шикарной шубе, которая принесла другую, не менее шикарную шубу. «Знаете, Екатерина, я ее один раз всего надевала. Она почти новая. Я ее не ношу, а люди пусть в тепле будут», – сказала мне женщина, очень похожая на английскую королеву.
Что интересно, через несколько часов она вновь появится на моем пороге с двумя огромными пакетами продуктов.
Сторонники добра
За несколько дней до трагедии я встречалась с близкой подругой – капитаном полиции, волонтером Гумкорпуса, матерью двоих детей Анной Соколовой.
Она сказала мне очень важные вещи: «Благотворительность должна быть не на словах, а на деле. Да, иногда бывает непросто, приходится чем-то жертвовать: свободным временем, интересами близких. Но, когда видишь, что твои поступки приносят неподдельную радость и положительные эмоции людям, которые нуждаются в помощи и поддержке, ты понимаешь, что делаешь это не зря».
Как я потом подсчитала, за первые 78 часов после объявления я спала не больше шести с половиной часов. Дошло до того, что, когда через три дня ко мне пришла другая подруга – журналист газеты «Вестник Приобья» Диана Шарапова, я чуть не уснула во время обеда. А подруга, не моргнув глазом, перемыла всю грязную посуду. И я тогда вспомнила старинную пословицу: «Если хочешь идти быстро – иди один. Если хочешь идти далеко – идите вместе». В тот миг я поняла: для большого дела нужно, чтобы у тебя в команде было как можно больше сторонников добра.
Помолитесь за Валентину
Начиная вспоминать всех людей, что помогали, понимаю, что их сотни.
Мне запомнилась молодая мать с двумя маленькими детьми.
Запомнились молодые люди лет 18–20, что принесли новые вещи. Девушка была в смешной аниме-шапке с ушками.
Запомнился мужчина кавказской внешности, принесший совершенно новый чайный сервиз, ящик азербайджанского чая и большой красный чемодан, внутри которого была трогательная записка погорельцам.
Запомнилась вечно угрюмая соседка, которая постучалась ко мне вечером и быстро сунула в руку тысячу рублей.
Запомнились ребята из волонтерского клуба «Прорыв» Няганского технологического колледжа. Несколько дней они собирали помощь у себя в учебном заведении, а потом разом принесли много сумок к моим дверям.
Но, пожалуй, больше всего мне запомнился Ринат Хасанович, простой дворник. Он позвонил и сказал, что у него 45 дней назад умерла жена, а вещей после нее осталось много, в том числе новых. Ринат Хасанович жил в Западном. В день, когда мы поехали к нему, была метель, машина с добровольцами под управлением Любы Тиуновой шла тяжело… Вещей у него и правда было много. Все аккуратно и с любовью упакованное. А потом Ринат вложил в мою руку шесть тысяч рублей. Он ни о чем не просил – лишь чтобы они помолились о его Валентине.
Постскриптум
Приехав поздно домой, я позвонила отцу Сергию из местного православного храма. Потом – ребятам из церкви Иисуса Христа. Попросила помолиться о Валентине. Эти две религиозные организации не во всем ладят, но и та и другая открывали сбор для погорельцев, активно несли вещи. И думаю, есть в подобных сборах что-то примиряющее всех и вся.
Неважно, старый ты или молодой, в смешной шапке с ушами или в дорогой шубе, высокий кавказец с большими усами или русская мама с младенцем на руках. Мы все стали частью чего-то общего в эти дни. Единым механизмом добра.
Что радует, в конце декабря семья Тихомировых переехала в новую квартиру в десятом микрорайоне. Город выделил им ее по договору соцнайма на пять лет. Так что Новый год три поколения семьи – дочь, мать и бабушка – наконец проведут вместе. 27 декабря я звонила, спрашивала, как у них дела. Неизвестный мужчина предложил им свою кухню и как раз собирал ее у них дома. Я пообещала прийти с новогодними подарками совсем скоро.
Опубликованных комментариев пока нет.