×
Происшествия
0

Лжебанкиры атаковали жителей Югры

В феврале 2021 года россияне столкнулись с новой схемой телефонного мошенничества так называемых лжебанкиров. Чем этот сценарий отличается от уже отработанных и как мы можем себя уберечь – в нашем материале.

Всеобщее мнение, что жертвами мошенников становятся лишь очень доверчивые и пожилые люди, в последнее время опровергается новыми фактами обмана с применением все более изощренных схем.

В начале февраля моя знакомая Альбина из областного центра, весьма, кстати, молодая дама с высшим образованием и своим бизнесом, попалась на удочку лжебанкиров. Хорошо поставленный спектакль – именно так охарактеризовала она все, что произошло с ней в тот момент. Первый звонок от мошенников поступил 8 февраля. У девушки спросили, ей ли принадлежит одобренная заявка на кредит в размере более миллиона рублей. При этом никаких денег она одалживать у банка не собиралась. Ее убедили, что финансы надо спасать посредством более надежного банка. И на протяжении трех дней пострадавшая, пребывая в страхе за свое будущее, не рассказывала об этом даже близким людям, ведь ей говорили, что это конфиденциальная информация, которую до окончания операции нельзя разглашать третьим лицам. Иначе – статья 183, часть 2, и уголовная ответственность сроком до двух лет. И только когда в третьем банке у Альбины попросили документы для одобрения очередного кредита, чтобы погасить два предыдущих, она написала заявление в полицию. В результате этих действий девушка лишилась почти двух миллионов рублей. Уголовное дело уже ведется, осталось только надеяться, что Альбине удастся вернуть свои деньги и сберечь нервы.
Мы расскажем обо всех нюансах новой схемы, которую злоумышленники применили в этой истории, и научим, как вести себя, когда на вас пытаются нажиться преступники.

Злодейский сценарий
Специалисты центра цифровой экспертизы Роскачества рассказывают, что этот усложненный, двухступенчатый сценарий начинается со звонка от фейкового представителя МВД. С помощью специальных средств IP-телефонии номер злоумышленника может быть подменен и выглядит как реальный номер одного из отделений МВД.

Фальшивый полицейский расскажет вам об участившихся случаях мошенничества или утечке данных из известных банков и сообщит о риске для денежного счета клиента – вас. При этом он подчеркнет, что саму беседу вы должны держать в секрете от всех членов семьи и знакомых, так как это «следственная тайна». Для убедительности мошенник даже может напомнить о базовых правилах безопасности, а именно о том, что никому нельзя называть код из СМС. И тут вы поверили и заинтересовались. Что происходит дальше?

Выработав определенный кредит доверия к себе, лжесотрудник полиции скажет, что необходимо принять ряд мер, направленных на противодействие мошенникам, и для этого переведет вас на второго человека, «сотрудника Центробанка» или «службы безопасности» (а по факту на такого же преступника, как и он сам). Дальше все развивается по классическому сценарию: жертву просят либо установить на телефон специальное приложение для удаленного доступа, с помощью которого злоумышленники получают доступ к мобильному банку, либо оформить «защищенный» счет и перевести на него деньги. В случае, если вы поведетесь, все закончится для вас пустым счетом и сожалением.

В другом варианте схемы мошенники меняются местами: «полицейский» подключается только после разговора жертвы с классическим «сотрудником безопасности банка». После того как жертва отказывается выполнять предложение оформить кредит онлайн или установить приложение, сказать код из СМС и прочее, звонящий «полицейский» убеждает послушаться своего липового коллегу из службы безопасности банка.

Теперь вы в курсе этой схемы и вряд ли поддадитесь на такие уловки.

Рекомендации
• Полиция не будет звонить вам, чтобы поговорить о вашем счете в банке и утечках данных, и уж точно не будет обсуждать такие детали в ходе телефонного разговора. Все беседы такого рода, как правило, происходят в очном формате. Полиция не переводит звонки в Центробанк или службу безопасности банка. Аналогично и служба безопасности не станет вам звонить с предложениями защитить ваш счет.
• Любой разговор по телефону о деньгах, который начинает незнакомый человек, просьбы куда-то перевести денежные средства или что-то установить – все это нужно немедленно пресекать. Завершите вызов и перезвоните в ваш банк по номеру телефона, указанному на обороте карты, чтобы выяснить подробности и сообщить о подозрительном звонке. Скорее всего, вас пытаются обмануть.
• Никому не сообщайте по телефону данные своей карты. Не поддавайтесь ни на запугивания, ни на выгодные предложения. И тем более, если вас торопят принять решение – кладите трубку.
• Если в отношении вас или ваших близких совершены противоправные деяния, немедленно сообщите о случившемся в полицию по телефону 102. Не жалейте времени на оформление факта преступления – это может спасти чей-то кошелек.
На заметку
Все чаще подкованные жители страны высмеивают мошенников. Мы собрали самые интересные ответы интернет-пользователей. Советуем при случае применить их на практике, ведь если вы своими разговорами заставите преступника отвлечься и затянете время, то, возможно, на одну обманутую жертву в мире станет меньше. Ведь время для преступника – деньги: теряет время – теряет деньги.
1. Отвечайте так: «Я за рулем, перезвоните минут через пятнадцать». Как всегда, перезванивают примерно через полчаса. Говорите, что ждали звонка через пятнадцать минут, а сейчас вы обедаете: «Перезвоните минут через пятнадцать». Они перезванивают, как всегда, чуть позже. На третий раз говорите: «Добрый день, с вами разговаривает майор ФСБ Петров». Трубку бросают сразу.

2. Можно обмануть мошенника. Сказать: «Назовите пароль». Рассказать, что вы три дня назад подключили услугу против мошенников. Теперь каждый сотрудник, который действительно звонит вам из банка, должен назвать пароль, после которого можно продолжить разговор.

3. Мошенников можно и отпугнуть. Скажите: «Подождите, сейчас найду карту», кладите телефон на кухонный стол, закройте его кастрюлей и начинайте колотить дробь двумя ложками. Если он/она там в наушниках, то ушам конец!

4. Существуют и такие веселые фразы, после которых преступники сами кладут трубку. Например, скажите: «Все звонки платные, 70 рублей минута, чтобы исключить недоразумения, разговоры записываются. Пожалуйста, переведите деньги за первые три минуты, или деньги будут списаны с вашего лицевого счета». А дальше – гудки…
Цифры и факты
Только за прошлые выходные 30 югорчан обратились в полицию за помощью, сообщает ОТРК «Югра». Все они попались на удочку мошенников. Самыми доверчивыми оказались жители Сургута, Нижневартовска и Нефтеюганска.

Чаще всего мошенники представлялись сотрудниками банков. Так случилось и с пенсионеркой из Сургута. Ей позвонили лжебанкиры и сообщили, что на ее имя кто-то оформил кредит. Чтобы его аннулировать, аферисты предложили взять кредит и закрыть его, отправив сумму по указанным данным. Сургутянка поверила мошенникам и перевела им на счет около миллиона рублей.

По такой же схеме обманули и пожилого вартовчанина. Он потерял около 800 тысяч рублей. Таким образом за выходные югорчане перевели мошенникам почти 6 миллионов рублей. По всем фактам полицейские возбудили уголовные дела.

   Антон Куканов руководитель центра цифровой экспертизы Роскачества
– Злоумышленники могут предлагать вам что угодно, подменять номера и голос. Но противостоять им легко: если дело касается ваших финансов, правильнее всего прекратить входящий звонок и самостоятельно перезвонить в ту организацию, из которой он якобы поступил. Это универсальное правило защитит вас от большинства возможных мошеннических схем.

Теги статьи: #Мошенники #Лжебанкиры

Автор текста: Лера Славина

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии