92.0423   $ 76.4217





×
Потребитель
0

Магазин vs покупатель

Торговые точки посещают все, но вот свои права знает не каждый. А защищать себя можно и нужно уметь. В нашем материале мы расскажем о типичных проблемах, с которыми может столкнуться покупатель, и о путях их решения.


Разбили товар
Случайно разбили товар в магазине – от этого не застрахован никто. Задел, выронил – причин может быть множество. Законно ли требование охраны оплатить испорченный товар?
До того как вы заплатили за него, он считается собственностью магазина. Вашим он становится с момента заключения договора купли-продажи, в случае с магазином – в момент оплаты на кассе, напоминают эксперты Росконтроля и советуют в таких случаях помнить о том, что в статье 459 Гражданского кодекса РФ указывается: «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». А передача товара завершается тогда, когда покупатель получает чек или иной документ, подтверждающий покупку.
То есть вы не должны платить за тот товар, который разбили случайно.
А если это произошло умышленно? В статье 7.17 КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества» говорится, что вред, причиненный тому имуществу, которое вам не принадлежит, влечет за собой наложение штрафа на виновника».
Но заставить вас заплатить этот штраф магазин может только в том случае, если ваш злой умысел будет доказан. А для этого сотрудникам торговой точки придется обращаться в суд и защищать свое право на получение компенсации.

Рассмотрим несколько случаев, в которых виновен продавец:
  • в торговом зале слишком узкие проходы;
  • товар выставлен на полку неустойчиво, его легко задеть и уронить;
  • в магазине мокрый пол, и об этом не предупреждают покупателей;
  • товар упал уже на кассе, соскользнул с ленты.
Покупатель может быть виновен в следующих случаях:
  • он взял в руки товар и уронил;
  • товар был разбит в результате действий, которые неуместны в магазине: бег, драки, размахивание руками и так далее;
  • намеренная порча товара.
Поэтому принципиально важно настаивать на том, что вы случайно задели товар, плохо выставленный в торговом зале. Если это действительно так, то платить за него и выплачивать штраф не нужно.
В большинстве случаев администрация магазина соблюдает требования законодательства, и покупателей, которые случайно задели товар и уронили, не заставляют оплачивать его стоимость. Если вы столкнулись с обратной ситуацией, напомните о ваших правах – чаще всего этого достаточно.

В торговый зал не пускают с коляской
Часто сотрудники магазина не пускают в торговый зал с колясками или большими сумками, аргументируя это тем, что крупногабаритные предметы могут смахнуть товар с полки.
В этом случае магазин нарушает закон. Даже если вам говорят, что это приведет к ущербу. По правилам торговли, проходы в магазине должны быть не менее 80 сантиметров. Если администрация по какой-либо причине не соблюдает эти требования, вы можете подать жалобу или использовать это как аргумент для защиты своих прав.

Если употребил товар до оплаты
Нередко родители еще до оплаты на кассе дают соки или шоколадные батончики детям. Ведь на кассе можно пробить аналогичный товар или упаковку от раскрытого. Но можно ли так делать?
Если ориентироваться на статью 459 ГК РФ, которую мы упоминали выше, так делать нельзя, потому что товар становится собственностью покупателя исключительно после того, как ему выдан товарный чек или другой документ. Поэтому в данном случае охрана магазина может совершенно законно вас задержать и обвинить в хищении.
Существует альтернативное мнение, согласно которому передача товара в собственность переходит в тот момент, как покупатель берет его с полки – если он намерен заплатить. Но так как намерение оплаты или неоплаты доказать постфактум крайне сложно, чаще всего о передаче товара говорят только тогда, когда он оплачен.
Как показывает практика, администрация магазина не задерживает покупателей, которые открыли и употребили товар, прежде чем за него заплатить, если на кассе предъявляется упаковка и в чек включается соответствующая сумма. Если же охрана заметила, что вы съели, например, шоколадку, а на кассе об этом не сообщили, вас могут задержать уже на выходе из магазина.
Знайте свои права и отстаивайте их, но помните, что не во всех ситуациях потребитель прав.

Теги статьи: #Права покупателя

Автор текста: Лера Славина

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии