В Урайском комплексном центре социального обслуживания населения помогают детям с ограниченными возможностями здоровья. Более десятка специалистов работают с ребятишками, имеющими различные нарушения – от задержки речи до аутизма и детского церебрального паралича. Отделение социальной реабилитации и абилитации укомплектовано всем необходимым оборудованием, а в скором времени пополнится еще и современным логопедическим комплексом «Антошка».
Индивидуальный подход
Стоит отметить, что для каждого ребенка подбирается индивидуальная программа занятий.
– Детки к нам приходят разные, – рассказывает заведующая отделением Марина Чалышева. – Мы работаем с ребятами, имеющими расстройства аутистического спектра и другие нарушения. Есть такие детки, у которых незначительные проблемы – просто часто болеют, и им трудно адаптироваться в социуме.
Корректировать различные нарушения можно уже с младенческого возраста. Центр тесно взаимодействует с городской больницей и принимает детей по направлению. Кроме того, в штате отделения есть врач-физиотерапевт, который наблюдает каждого ребенка перед началом занятий и подбирает курс социально-медицинской реабилитации.
Одна из самых востребованных – процедура транскраниальной микрополяризации. По-простому ее здесь называют – «шапочка».
– Часто у ребятишек наблюдаются тяжелые степени нарушения речи. Чтобы сделать занятия более эффективными, мы используем вот такую «шапочку» с подключенными к ней электродами, – поясняет логопед-дефектолог Зарема Курбанова. – В результате происходит биотокостимуляция областей головы. Она воздействует на нейроны, и происходит определенный толчок для запуска речи. Также это хорошо влияет на мелкую моторику и моторику в целом. При регулярной стимуляции наблюдается устойчивый положительный эффект. У многих деток происходит более активная артикуляция языка и жестов. Примечательно, что во время процедуры ребенок занимается обычными делами – складывает кубики и одновременно слушает музыку, выполняет другие задания педагога.
Данная процедура может использоваться как самостоятельный лечебный метод и в комплексном лечении различных заболеваний нервной системы у детей.
– Важно, чтобы подключались сразу несколько процессов. В данном случае – наглядный и фонематический, – рассказывает специалист.
Зарема часто применяет в своей работе логомассаж.
– Во многих случаях он особенно хорош для деток с церебральным параличом и при заикании, – поясняет она. – Суть в том, чтобы воздействовать на акупунктурные точки на теле, голове, затылочной области, грудной зоне. Это влияет на темпоритмическое состояние речи, а также на расслабление артикуляционного аппарата. В некоторых случаях такой массаж может привести к полному исцелению.
Специалисты отмечают, что порой, для того чтобы добиться значительных улучшений состояния, необязательно использовать сложные методики и приспособления. Достаточно просто попросить малыша повторять простейшие действия. К примеру, пальчиками провести по схеме с окрашенными в разные тона ячейками, выбрав определенный цвет. Или повторить ручками движения, изображенные на рисунке.
– Конечно же, это кажется простым только на первый взгляд. Мы называем такую методику нейрогимнастикой. Каждое задание направлено на развитие определенного навыка и устранение проблемы, которая есть у того или иного ребенка, – рассказывает специалист по комплексной реабилитации Ольга Тюгаева.
Одно из любимых занятий детворы – разглядывание красочного альбома, где каждая зверушка отличается не только на вид, но и на ощупь. Если потрогать пальчиком овечку, то она мягкая, кошка – пушистая, рыбка – гладкая, а змейка – шершавая.
Развитие через игру
Дети учатся познавать мир и чувствовать то, что в нем. В том числе собственное тело. Так, на занятиях по адаптивной физкультуре ребятишки с удовольствием проводят время в «Доме совы». Так назван комплекс специального оборудования, который позволяет почувствовать невесомость, – прямо мини-тренажер для будущих космонавтов!
– Эту систему разработали питерские методисты и назвали так, потому что сова всегда находится в полете и не опускается на землю, – поясняет инструктор Маргарита Синицына. – Комплекс представляет собой разного вида качели. У детей развиваются вестибулярный аппарат, координация движений.
Маргарита говорит, что родители ребятишек часто интересуются, что же такого уникального в этой системе, где дети просто играют.
– Я им предлагаю попробовать самим, к примеру, пройти по подвесному тоннелю, и они понимают, насколько это сложно. У одной мамочки потом два дня кружилась голова, – делится специалист. – Другое дело – ребятишки. Они расслаблены, находятся в состоянии игры, и тренировка происходит незаметно. Буквально за четыре занятия дети начинают чувствовать себя лучше.
Чтобы развиваться правильно, ребенок должен играть. Об этом не устает повторять еще один специалист отделения – психолог Наталия Хаирова.
– До семи лет дети познают мир исключительно через игру, – утверждает она. – Важно, чтобы в этот период они как можно больше испытывали различных ощущений: трогали, щупали, рассматривали, нюхали и пробовали на вкус. При этом у детей должна активно подключаться фантазия, работать воображение. Ребятишки, которые не доиграли в детстве, многое теряют. Им становится сложнее сосредоточиться на занятиях в школе, они рассеянны и невнимательны.
Для эффективного развития через игру детворе создаются специальные условия в сенсорной комнате. Здесь множество предметов различной формы и фактуры, можно придумать любое занятие, начиная от ныряния в бассейн с пластмассовыми шариками и заканчивая рисованием на песке.
– Это пространство подразумевает работу с восприятием и ощущениями, – поясняет специалист. – Можно выбрать два режима освещения. Яркий рассеянный свет больше подходит малышам для развития слухового, зрительного, тактильного восприятия. Деткам постарше можно предложить вариант с приглушенным светом, чтобы вызвать у них состояние релаксации и расслабления. Это позволяет больше работать с телом и мышечным напряжением.
Оказывается, в современном мире детям попросту не хватает естественных ощущений.
– В условиях замкнутого пространства квартир и города наша жизненная среда максимально сглажена и ограничена, – рассуждает Наталия. – Мы без конца говорим детям: не лезь, не трогай, не пачкайся… Элементарный пример – ребятишки редко ходят босиком, у них нет возможности почувствовать разные поверхности: камешки, песок, траву. Нам приходится создавать искусственно эти природные ощущения, потому что самая лучшая развивающая среда – это реальность.
Фото автора
Опубликованных комментариев пока нет.