Выбран регион
×
Экономика
0

Малый и средний бизнес повысит свою роль в развитии Югры

Какое будущее ожидает главный нефтедобывающий регион страны? Будут ли реализованы планы по диверсификации, созданию наилучшего делового климата, и насколько возрастет роль малого и среднего бизнеса? Об этом нам рассказал директор департамента экономического развития – заместитель губернатора Югры Николай Милькис.

- Расскажите, какие вызовы сегодня стоят перед экономикой округа и как мы на них отвечаем?

- Все эти цели указаны в наших документах стратегического планирования. Которые, подчеркну, формируются с учетом мнения общественности. Приоритетная задача экономического блока - диверсификация экономики. Речь идет о развитии отраслей, не связанных с добычей углеводородов, привлечении инвестиций.

Фокус инвестиционной политики Югры направлен на развитие перерабатывающих отраслей. Самым капиталоемким и комплексным проектом, который объединяет преимущества ресурсного потенциала Югры и возможности инновационного роста, выступает создание промышленного кластера. Он будет сконцентрирован в пределах особых экономических зон. Две из них планируется создать до 2024 года. К этому сроку в них уже будут резиденты.

Стоит задача создать в каждом муниципалитете технологические промышленные парки. Мы прогнозируем раскрытие потенциала Югры в создании товаров и услуг, ориентированных на рыночный сегмент. Получат развитие не только уже имеющиеся отраслевые специализации: нефтесервис, деревообработка, но и новые: интеллектуальные услуги и товары, ориентированные на потребление в условиях Севера и Арктики (в расчете на расширение возможностей северного морского пути).

В результате мы ожидаем ежегодного прироста высокопроизводительных рабочих мест в размере свыше 4 тысяч.

- Какое место в планах занимает малое и среднее предпринимательство?

- Начнем с того, что в Югре обеспечена реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. Оптимизирован и сокращен срок их прохождения. Одна из наших главных задач – развитие конкуренции. В регионе уже есть рынки, где нет организаций с госучастием. Например, услуги такси, связи, торговли, страхования.

В Югре определены перспективные направления по развитию малого и среднего бизнеса. Например, создание единой информационно-сервисной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Это могут быть «дома предпринимателя», где все услуги оказывают по принципу одного окна. Другое направление – развитие товаропроизводящей сети ремесленных товаров фирменных магазинов. В качестве успешного примера могу привести открывшийся недавно в Ханты-Мансийске «Агромаркет» - все товары, представленные в магазине брендированы товарным знаком «сделано в Югре».

Важнейшие задачи – формирование в молодежной среде культуры предпринимательства и лидерства, стимулирование развития социального бизнеса. В частности, необходимо сформировать карту сфер, где востребовано социальное предпринимательство. Также совместными усилиями власти, бизнеса и общества мы будем формировать карты бизнес-ниш. Это позволит определить в каждом муниципальном образовании точки роста. По сути, речь идет о кластерном подходе к созданию новых предприятий.

- По вашей оценке, способна ли действующая система поддержки бизнеса достичь этих целей, нуждается ли она в доработке?

- Однозначного ответа, достаточно или нет существующих мер поддержки, сегодня дать невозможно. Это мнение практически всех членов правительства и депутатов думы округа. Все потому что каждый день что-то меняется.

Есть коридоры, куда следует обратить внимание в первую очередь. Это работа с федеральными программами, органами власти - как с министерством экономического развития и минпромторгом, так и с институтами развития: Корпорацией малого и среднего предпринимательства, Внешэкономбанком, Сбербанком и т.д..

Есть еще одно прорывное направление – сегодня корректируется тема лизинговых компаний, в сторону увеличения привлекательности для малого и среднего предпринимательства. Это большой ресурс, которым надо заниматься. И мы будем это делать. Особенно, если субъект МСП готов свою продукцию экспортировать.

- У экспортноориентированных предприятий больше возможностей для развития?

- Понимаете, есть предприниматели, которые не готовы со своим продуктом работать на экспорт, им достаточно местного рынка. Но любой бизнес заинтересован в развитии. Это сегодня ты «малый и средний», а завтра может быть совсем другая история. Это зависит от самого предпринимателя. К примеру, может владелец теплицы в Ярках захочет на фондовый рынок выйти, привлечь портфельного инвестора, чтобы увеличить оборот. Почему бы и нет?

- В округе создана достаточно серьезная образовательная поддержка бизнеса. Только у фонда поддержки предпринимательства Югры есть десятки обучающих программ, которые охватывают буквально всех: от школьников и новичков, до ветеранов бизнеса. Можно ли оценить, насколько эффективна эта система, нуждается ли она в дополнениях?

- Наполнять надо везде и всегда. Но перед этим нужно сделать ту же ревизию законодательных актов и других инициатив, которые работают в Югре. Может, какую-то и надо убрать, а что-то добавить. Мы над этим постоянно работаем.

- Прогноз социально-экономического развития на ближайшие годы основан на консервативном подходе. Почему? Следует ли нам ожидать каких-либо потрясений? Хватит ли средств на выполнение всех обязательств, заложенный в бюджете?

- Лично я готовлюсь к худшему сценарию с точки зрения углеводородов – что сохранится имеющийся тренд на умеренное падение добычи. В Югре действуют меры, стимулирующие геологоразведку, развитие нефтегазопереработки, рациональное использование попутного нефтяного газа. Но мы должны иметь подушку безопасности. Малого того, как говорит губернатор, эту подушку нужно грамотно использовать.

Необходимость роста малого и среднего предпринимательства не мной придумана. Это, как подтверждает мировой опыт, единственный путь построения эффективной экономики. Посмотрите, какая сейчас в Европе доля малого и среднего предпринимательства, какую они дают доходную часть бюджетов.

- А насколько это значимо для Югры? Все-таки у нас главенствует нефтедобыча.

- Мы в госпрограмму записали целевые показатели, взяли на себя обязательства согласно указу президента, какого числа малых средних предпринимателей должны достичь. Это серьезная, амбициозная цель. Ее «по щелчку» не достигнуть.

Нам сегодня, и все это видят, крайне не хватает «ндфльщико» - людей, которые, находясь в перспективном возрасте, работают, что-то создают. Традиционное предпринимательство, социальное, торговля – у нас нет закрытых тем. Самозанятость - очень перспективное направление. В нашем регионе люди выходят на пенсию гораздо раньше, чем в России в целом. Не все же из них хотят дома сидеть. И мы должны создавать все условия, чтобы они могли работать на себя. А если точнее, такие условия уже созданы, нужно их наращивать. У человека должен быть выбор, а рынку нужна конкуренция.

- В Югре планируется создать достаточно много новых промышленных производств, однако все в конечном итоге упирается в наличие инвестора. Нет ли опасений, что эти проекты так и останутся планами? Что нужно сделать для привлечения инвестора в округ?

- Нужно продолжать работу – искать человека, структуру. Следует готовить такой продукт, чтобы инвестор понимал, где он будет зарабатывать деньги. Сегодня среди субъектов жесточайшая конкуренция за инвесторов. 10 лет назад достаточно было построить в поле промышленную площадку, подвести туда коммуникации, и ждать, когда придет капитал. Сейчас так уже не получится. Необходимо настолько упаковать проект, чтобы инвестор понимал свою выгоду.

В целом, округ обладает всеми ресурсами, чтобы формировать высокотехнологичную экономику, создавать новые рабочие места, стать центром привлечения инвестиций и технологий. В регионе действуют механизмы господдержки инвестора: предоставление гарантий, специальный налоговых режимов. Неотъемлемая часть такой поддержки – институциональные преобразования, которые заложены в госпрограммах. Ежегодно предоставляются средства на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей, объектов инфраструктуры, уплату процентов по привлекаемым заемным средствам.

- Получается, направление, в котором мы работаем, верное, но нужно прикладывать еще больше усилий?

- Другого выхода нет. Иначе нас конкуренты (подчеркиваю, именно конкуренты) опередят. Нужно создавать благоприятный инвестиционный климат. Другого никто еще не придумал.

Добавлю, что реализованные за последние годы структурные макроэкономические изменения позволяют нам прогнозировать сохранение доли инвестиций в ВРП на уровне свыше 25%.

- А какова в таких условиях роль разнообразных рейтингов по оценке инвестиционного климата?

- Рейтинг нужен. Мы же не только сами себя оцениваем. Например, нам нужен живой рейтинг среди муниципалитетов. Но методология по его составлению должна быть немножко другая. Раньше софинансирование окружного бюджета муниципалитетам на ввод жилья в эксплуатацию (к примеру) было однообразным. Сегодня правительство округа пересмотрело свои подходы. Теперь к западным муниципалитетам, которые не могут похвастаться такой бюджетной наполняемостью как восточные территории, применены коэффициенты. Мы стремимся все привести к ситуации «подушевого» финансирования. Смотрите сами, агломерация «Сургут» сегодня насчитывает почти 400 тысяч человек. Там есть движение, жизнь. А Березовский район не имеет такого населения и бюджетной наполняемости. Соответственно правительство должно совершать некий маневр, чтобы развивалась вся территория. Причем не только в границах округа, нужна синергия с соседними регионами.

Югорчане – жители не только крупных городов, таких как Сургут, Нижневартовск, но и те, кто находится в отдаленных и труднодоступных поселениях. На стратегических сессиях (в Югре не так давно проходила серия форсайт-сессий, где представители власти, общественности и бизнеса формировали предложения по развитию региона – многие из этих предложений вошли в государственные программы округа) мы задавали вектор, чтобы все предложения, которые будут «вынашиваться», можно было транслировать на весь округ. Чтобы конкретный результат от реализации проекта дошел до людей, живущих в отдаленных районах.

– И последний вопрос – о Вас. Вы пришли в Югру с большим опытом. Расскажите, над чем работали ранее, какие результаты получили?

– Опыта никогда много не бывает! Считаю, что нужно каждый день просыпаться с мыслью, что ты многого еще не знаешь и надо постоянно учиться чему-то новому. Ты должен быть настоящим профессионалом в том деле, которым занимаешься.

А привлечение инвестиций – это разноплановая, обширная деятельность. Здесь нельзя иметь только опыт успешных переговоров с потенциальными инвесторами. Нужно хорошо знать российское законодательство, ориентироваться в структуре органов власти, понимать, чего хочет бизнес.

Отличие нынешней ситуации в этой сфере в том, что сегодня идет очень острая борьба за инвестора. Если раньше все бились за крупные проекты – автомобильный завод или металлургический комбинат, то сегодня конкурируют и за менее масштабные. Но они все должны быть хорошо просчитаны, чтобы от них была польза.

 

Справка: Николай Милькис занимает пост директора департамента экономического развития – заместителя губернатора Югры около двух месяцев. Уроженец Москвы, до этого был руководителем ОАО «Корпорация развития Калужской области», ОАО «Корпорация развития Московской области». Последнее место работы Николая Милькиса до назначения в Югре – Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

$