– «С этой бесконечной работой и бешеным ритмом жизни я не видела, как вырос мой ребенок». Так говорят многие мамы, а для многих пап одиннадцать школьных лет вообще пролетают как одна минута. Вот сейчас в этих новых для нас условиях самоизоляции то, как растут наши дети, мы можем видеть практически поминутно. И это очень даже неплохо, – рассказывает многодетная мама Олеся Шарнина из Советского.
В семье Шарниных трое детей. Александре – двенадцать, Вадиму – девять, Кирюше – три. Двое старших – спортсмены: у Саши первый юношеский разряд по волейболу, у Вадика – третий взрослый по плаванию. Все дети уже больше месяца сидят дома: и школьники, и детсадовец. Олеся – журналист, поэтому работу не прекращала. Ее супруг Андрей – сотрудник службы безопасности ООО «Газпром трансгаз Югорск», трудится по сменному графику.
– Олеся, судя по вашему с мужем графику работы, дети нет-нет да и остаются дома одни.
– Случается, конечно. Старшие присматривают за младшим. В любом случае, стараемся не оставлять их надолго одних. Дети у нас, конечно, ответственные, но контроль необходим. Это касается и учебы, и занятий спортом.
– Режим самоизоляции, конечно, внес коррективы не только в изучение школьной программы, но и в тренировочный процесс. Давайте по порядку. Что происходит с уроками?
– По моим ощущениям, дети стали больше заниматься, чем когда в обычном режиме ходили в школу. Они постоянно заняты уроками. У третьеклассника чаще визуальный контакт с учителями, мы для уроков выбрали платформу «Скайп». А у дочери больше возможностей для самостоятельного изучения тем. Оба – ученики городской гимназии Советского, педагоги которой даже в новых условиях оставляют им возможность для серьезного саморазвития.
– А вы с мужем тоже оставляете им эту возможность самостоятельности в постижении знаний?
– Пока нет. Проверяем все домашние задания и каждый день. У нас разделение: я проверяю письменные предметы – русский язык, математику, иностранный, а муж – устные. Это позволяет не сойти с ума от объемов, поделиться обязанностями и дать понять детям, что у нас, несмотря на некоторые послабления, все под контролем.
– Они не устали от контроля?
– Устали, очень хотят в школу. И даже наш малыш рвется в детский сад. Мне вообще кажется, что ему сложнее всего. Старшие заняты учебой, все время у гаджетов, мы заняты старшими. А Кирюша, как говорится, все время под ногами путается и не может понять – что происходит? Ему как раз больше других хочется общения с мамой. К счастью, у нас свой дом, становится тепло, и у детей есть возможность погулять возле дома, покачаться на качелях, воздухом подышать.
– А как решаете вопрос поддержания спортивной формы у старших ребятишек? Они ведь у вас серьезно занимаются спортом.
– К счастью, наш папа – спортсмен. И отличная спортивная подготовка детей – это и его желание, и во многом его заслуга. Сейчас, конечно, все официальные тренировки в секциях отменены, поэтому Саша и Вадик занимаются дома: два раза в день по часу, с одним выходным в неделю. Это и прыжковая подготовка, и силовая, и кардио, и ОФП. Все это необходимо, чтобы не скатиться назад в достигнутых спортивных результатах.
– А собственное психологическое состояние как оцениваете? Хватает нервов нормально общаться с детьми в нынешних непростых условиях?
– Иногда бывает сложно, ведь и основную работу никто не отменял. Но куда деваться, надо держаться. Сложно сейчас всем.
– В сети много аудиозаписей так называемых родительских чатов. Чего там только не услышишь от мам, постигающих со своими чадами трудности дистанционного обучения. У вас такой чат есть?
– Есть, но что касается учебы – там достаточно спокойно. А вот споров и домыслов о текущей ситуации в стране и мире хватает с лихвой. К счастью, я как журналист могу разводить и оценивать эти информационные потоки, поэтому особо не включаюсь в периодически возникающие дискуссии. И без этого забот хватает.
Советы для родителей
Румия Калинина, психолог, кандидат психологических наук, доцент, семейный психотерапевт:
Дистанционное обучение имеет свою специфику, которая как осложняет процесс обучения, так и упрощает его.
Что труднее:
– процесс обучения идет через компьютер, который сам по себе является источником соблазнов (зайти в социальную сеть, посмотреть мультфильм, поиграть в игру);
– домашняя ситуация также полна соблазнов (перекусить, посмотреть телевизор, отвлечься на телефон или хобби);
– больше требования к самоорганизации, когда нет рядом учителя, который сделает замечание, когда ученик «считает ворон».
Что удобнее:
– можно работать в удобном для ученика ритме (делать более продолжительные перерывы, самому выбирать порядок изучения предметов);
– можно обращаться к дополнительным источникам (онлайн обучающие платформы);
– более спокойная, благоприятная обстановка.
Рекомендации для родителей:
1. Ваш ребенок продолжает учиться в школе, и именно учитель остается носителем знаний. То, что ребенок учится дома, не означает, что вы становитесь его учителем.
2. Дистанционное обучение – хорошая возможность развить у ребенка самостоятельность.
3. Составьте вместе с ребенком режим дня. Если он хорошо справляется с учебой, то режим может быть приближен к школьному. Но можно немного его и поменять: начинать учиться позже, увеличить перерывы.
4. Оставьте себе только контролирующую функцию.
5. Не переживайте, если ребенок не все успевает, важно усваивать основной материал.
6. Не ждите и не требуйте от ребенка больше, чем то, на что он способен.
Используйте это время, чтобы стать ближе со своим школьником, а не для того, чтобы разругаться с ним «в пух и в прах» из-за учебы.
Опубликованных комментариев пока нет.