×
Культура
0

Мария Матвеева: «Я хотела разделить со своей аудиторией звуки, цвета и очарование малоизвестной Сибири»

Неслучайно новый проект итальянской оперной певицы Марии Матвеевой получил название «Сибирские истории» и посвящен культуре, традициям и обрядам славян, коренных северян. Это сейчас Мария живет в Италии и оказалась, по меткому выражению газетчиков, «на переднем крае борьбы с коронавирусом». И в этой непростой ситуации она не теряет духа, общается с поклонниками и занимается творчеством. Свидетельством тому – выпуск на электронных платформах ее нового сингла «На границе миров» с группой «Deep Forest».

Но сама себя она считает сибирячкой – родилась она в Омске, а училась вокальному мастерству в Ханты-Мансийске, где и познакомилась с культурой народов ханты, манси, их верованиями –шаманизмом. И считает, что музыка — это волшебство, которое имеет пророческие свойства. О новом проекте, о своей музыке, о Севере, а также о счастливых совпадениях и мистических вещах она и рассказала в беседе корреспонденту «Новостей Югры».

Все случайное-неслучайно

– В Ханты-Мансийске я училась в филиале Российской академии музыки им. Гнесиных, была солисткой джазового коллектива "Югра-Джаз", которым руководил Александр Галушко, – говорит Мария. – Мы много выступали, в частности на международном кинофестивале «Дух огня». У меня прекрасные воспоминания о том времени. Очень много интересного тогда происходило в моей жизни, весело жили. В городе была прекрасная творческая атмосфера. Я познакомилась со многими знаменитыми людьми. А встреча с хантыйской поэтессой и певицей Марией Кузьминичной Волдиной для меня в последующем стало отправной точкой при создании первой песни проекта «Сибирские истории».

Мария рассказала, что в Ханты-Мансийске ей долгое время не удавалось лично познакомится со своей тезкой, Марией Волдиной. Она знала, что Мария Кузьминична необычный, талантливый человек, обрабатывает народные и сочиняет свои песни, посвященные жизни, верованиям коренных народов, сохраняет их богатую историю.

– Я улетала из Ханты-Мансийска на самолете, и рядом со мной сел попутчик, какой-то мужчина, – вспоминает Мария. – Рейс был поздно, и когда суматоха с посадкой людей стихла, я даже стала придремывать. Мой попутчик поменялся местами с другой пассажирской, чтобы сесть рядом со своей женой. А вместо него у меня появилась новая соседка. Причем, когда она рядом села, я ощутила ее мощную энергетику и сразу проснулась. «Мария Кузьминична!» – обрадовалась я, когда увидела рядом с собой Волдину. Не удалось близко познакомиться в Ханты-Мансийске, сделали это в самолете!

К концу полета женщины подружились. У них, как видит читатель, оказалось много общего: любовь к искусству, музыке, огромное желание творить, экспериментировать.

– Много позже я познакомилась с Эриком Муке – лидером легендарной группы Deep Forest , и мы решили сотрудничать. Я ему выслала свой материал, написала про Сибирь, ее природу, красоты, людей, загадки, легенды этой земли, звуки. Его это все заинтересовало, плюс ему хотелось поработать с оперной певицей. И он пригласил меня во Францию. Так начался проект «Сибирские истории». Вместе с Эриком Муке мы соединили разные стили: электронную музыку, оперный голос и этнические элементы. Я выбрала этот путь, потому что чувствовала необходимость разделить со своей аудиторией звуки , цвета и очарование малоизвестного мира Сибири.

И Эрик Муке мне говорит: нам нужен этнический персонаж, герой. И я сразу же вспомнила о Марии Кузьминичне, рассказала о ней Эрику. Он ответил: попытайся ее найти! Я чудом ее нашла, с момента нашей встречи прошло уже много времени. И Мария Волдина меня сразу вспомнила и согласилась с нами поработать. Она выслала нам свой музыкальный материал (песню о любви «Мы с тобой», которую она пела на хантыйском). Над этим материалом мы поработали с Эриком, и так родилась первая песня цикла «Сибирские истории» – «Двое».


Принцесса Алтая

Не менее интересна и вторая песня цикла «Принцесса Укок». Как рассказала Мария, вдохновением для нее послужила история, основанная на реальных событиях.

– Я как раз работала над текстом второй песни, и он никак не шел, – рассказывает Мария. – И в это время моя знакомая, итальянский археолог, рассказала о том, что в 1993 году археологи из Новосибирска обнаружили священное место на плато Укок (Горный Алтай). Они нашли древнюю мумия таинственной молодой женщины, которая известна как «Принцесса Укок». А местные жители называли ее «Белая Госпожа», и по их верованиям, она – хранительница покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения зла в наш мир из низших миров . Принцесса Укок – символ и защитница этой земли. После рассказа моей итальянской знакомой об алтайской принцессе текст песни, ее сюжет сразу же, в течение двух дней, родился.

Добавим, что плато Укок – это сакральное место для жителей Алтая, шаманов. Здесь искал вход в Шамбалу ( мифическая страна, прообраз земного рая) талантливый русский художник Николай Рерих. Алтай – одно из немногих мест на планете, где до сих пор сохранилась шаманская культура и традиции племенных народов Горного Алтая.

– Эта песня для меня – путешествие к духовным знаниям, традициям прошлого, – говорит Мария. – Я рассказываю о судьбе Белой Госпожи, ее особом предназначении – хранить мир от зла. А ее возвращение (для меня) – символ духовного возрождения нашего мира.

Кстати, на сьемку клипа Марию благословил верховный шаман Алтайского края. Клип на песню "ПРИНЦЕССА УКОК" снимал знаменитый итальянский кинорежиссер Козимо Алема с участием итало-французской актрисы Сесиль Кокард.

 

Калинушка

«Калинушка» – третье произведение цикла. В основу этой композиции легла кантилена прабабушки Марии. Но в прочтении Марии Матвеевой и «Deep Forest» ей придали особые, уникальные черты.

– Тема «Калинушки» – тема судьбы русской женщины, – говорит певица. – Это и тема моей прабабушки Анастасии. Она была глубоко верующей. И в песне используется особый напев, мелодия, которая передается из поколения в поколения женщинами нашего рода. Эта песня дошла и до меня. И я решила предложить ее Эрику в качестве основы для третьей композиций. Когда он послушал «Калинушку», он сказал «Вау! Какой интересный материал, давай сделаем!».

Сама песня рассказывает о несчастливой судьбе женщин в дореволюционной России, которые зачастую выходили замуж не по любви, звучит тема фатализма, предопределенности судьбы, рока.

– В песне наш семейный напев превратился в припев. А в тексте куплета, который я написала,  предложила тему свободы выбора каждого человека, утверждая, таким образом, кто каждый из нас может сам выбирать свой путь.

Я полагаю, что в жизни каждого человека не все предопределено, только какие-то перекрестки, основные события нашей судьбы. А человек должен сделать свой выбор. Все зависит от нас, от наших действий, от нашей осознанности! 

Кстати, клип к «Калинушке» снимали в итальянских Альпах. Режиссером клипа явилась сама Мария Матвеева, на съемки этого клипа ее вдохновил фильм Андрея Тарковского "Зеркало".

 

На границе миров

Наша газета уже писала о премьере этого клипа. Мы же хотим рассказать, как создавалась эта песня. Как говорит Мария, при ее написании и съемках видеоклипа происходили довольно интересные события, которые свидетельствовали, что в этом деле ей помогали и высшие силы.

– Мы записали «На границе миров» весной прошлого года, – говорит Мария. – Основой этой композиции является обрядовая песня в исполнении песнехорки Ольги Федосеeвны Сергеевой. Она была любимой певицей знаменитого русского режиссера Андрея Тарковского, ее голос звучит в ленте мастера "Ностальгия" как символ Родины. Голос же ,который звучит в начале клипа – это голос знаменитого российского актера и театрального режиссера Залима Мирзоева.

Эрик Муке написал музыку и выслал мне для сочинения текста . А текст совершенно не писался! Я промаялась месяц. Я слышала в этой песне Русь, что-то подобное тому, что было в музыке у Бородина в «Князе Игоре», и в произведениях Глинки. И меня что-то потянуло на язычество (хотя я православная христианка), не зная почему.

И Мария стала изучать языческих богов древней Руси. Сначала она думала, что в песне будет образ Макоши (славянская богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы ) А потом , когда дошла до бога Велеса, Мария увидела его руну, то поняла, что этот знак ей до боли знаком. За несколько месяцев до этого певица была в Карелии, и там ей подарили амулет. И не сказали, какой . А оказалось, что на нем была руна Велеса (Славянский бог трех миров «Яви, Прави и Нави»).

– И как только я определилась с Велесом, текст сразу сложился! – говорит Мария. – И я стала писать сценарий клипа: мне главным героем представлялся старец Велес, который идет через миры! И поняла, что надо клип снимать в России, иначе это будет преступление.

И клип был снят в Омской области. С его созданием было связано еще очень много интересных, порой аномальных историй, но в рамках одной статьи, к сожалению, мы обо все рассказать не сможем! Так что продолжение будет следовать. Добавим, что снялись в ролике самодеятельные артисты, земляки Марии.

Проект "Сибирские Истории" поддержал и музыкальный продюсер и директор звукозаписывающей компании "BOMBA- PITER" – Олег Грабко.

Напомним, что проект «Сибирские истории» – международный. Над ним работают артисты и музыканты Италии, Франции, Британии, России.

В завершении хочется сказать, что, действительно, искусство обладает пророческими свойствами. Сейчас, во время пандемии коронавируса, сам мир идет через миры, испытания, как в песне Марии Матвеевой и группы «Deep Forest». И от того, насколько мы будем мудры, насколько откажемся от эгоизма и с любовью будет относится к ближнему, поддерживать друг друга-настолько легче и проще пройдем эти испытания. Об этом в «Сибирских историях» нам говорят наши мудрые предки, древние легенды и высшие силы. Которые нам помогают.


 

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии