Последние новости

16:27

Борис Хохряков прокомментировал итоги заседания Совета Законодателей трех дум

15:44

Две команды Югры попали на пьедестал в смешанной эстафете на чемпионате России по биатлону

15:32

В Сургут прилетели 136 детей из Белгородской области

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

15:22

Сотрудник СурГУ оказала поддержку раненым бойцам СВО

15:05

Участники общероссийской конференции посетили приюты для животных в Ханты-Мансийске

15:02

Совет законодателей трех Дум обсудил реализацию Послания президента Федеральному Собранию

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

14:53

Сургутские волейболисты выбыли из борьбы за медали чемпионата России по волейболу

14:10

«3 в 1»: популярный смартфон с выгодой 50% со связью и наушниками — собери свой весенний компле...

14:02

Школьник из Сургутского района воссоздал лампы для парка «Мечта»

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

13:54

В Югре снизилось количество нападений безнадзорных собак на людей

13:46

В Югре отловлено более 20 тысяч животных без владельцев

13:39

Опыт Югры станет основой для создания федеральной концепции обращения с животными

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

Марш-бросок длиною в жизнь: легендарный комбриг

В 60-й отдельной дорожно-строительной бригады служили многие офицеры и прапорщики, которых, без всякого сомнения, можно отнести к легендам нашего соединения. Один из них - полковник Крысюк Виктор Александрович. Лейтенантом он был направлен в бригаду для прохождения дальнейшей службы в 1972 году сразу после окончания Каменец-Подольского высшего военно-инженерного командного училища. 

Наш разговор с ветераном военной службы состоялся в самом центре Сургута, куда Виктор Александрович приехал погостить к одной из своих дочерей из Москвы. Легендарный комбриг рассказал автору этих строк о начале своей службы в бригаде, ее передислокации из Украины в Западную Сибирь, о нелегкой службе и жизни своих сослуживцах, совершавших свои первые шаги на суровой сургутской земле.

- Виктор Александрович, расскажите о своих первых днях службы в бригаде. Что вам запомнилось больше всего?

- В бригаде я начал службу в учебном батальоне, и я благодарю судьбу за то, что попал именно в это подразделение. Оно дислоцировалось в поселке городского типа Чинадиево, в 10 километрах от Мукачево, а моим первым командиром батальона был подполковник Примар Юрий Владимирович, фронтовик.

В общей сложности в учебном подразделении я прослужил 12 лет. Сначала пошли слухи о том, что нашу бригаду должны передислоцировать в район строительства Байкало-Амурской магистрали, БАМ. Но потом ситуация изменилась и нам объявили, что бригаду передислоцируют в Западную Сибирь, что нас там уже ждут и готовы принять, как говорится, с распростертыми объятиями.

Позже выяснилось, о нашем переводе ходатайствовал перед Генеральным секретарем Л.И. Брежневым министр нефтегазовой промышлености СССР. Ведь там была одна из главных ударных строек страны.

- Как готовились к передислокации подразделения бригады, и как она проходила, в сколько этапов? Сколько человек и какое количество техники должны были совершить беспрецедентный марш-бросок из Закарпатья в Западную Сибирь? Какую задачу предстояло выполнить бригаде на новом месте?

- Каждая часть – большое хозяйство: склады, оружие, боеприпасы, техника, различные материальные ценности. Чтобы это понять, нужно побывать на месте тех людей. Этапов передислокации было много, ведь в состав бригады входило 12 батальонов и госпиталь, около 5 тысяч человек личного состава. Это была очень большая «махина».

Наш учебный батальон переезжал в одном составе вместе с управлением бригады в конце 1980 года. В составе эшелона мы шли 11 суток, потому что уступали дорогу всем поездам, которые следовали по расписанию. Когда прибыли в Сибирь, оказалось, что нас тут никто не ждет. Наш эшелон поставили в районе исправительно-трудовой колонии № 17 в тупик, и мы прожили в вагонах еще недельку. Нам прямо в вагоны привозили покушать, потихоньку обеспечили теплой одеждой, ведь на дворе стоял уже декабрь месяц, и было очень холодно. Расселять нас было некуда.

- И как развивались события в дальнейшем?

- В это время в районе теперь дачного кооператива «Виктория» для нас строили палаточный вагон-городок. Летом, когда немного потеплело, здесь разместились автомобильный батальон и промышленная база. Впоследствии он стал военным городком под названием «Карпаты», который мы практически своими силами достраивали еще около трех лет. Все основные внутренние и отделочные работы мы завершили в 1983 году.

Так что сказать, что нас вывели в «чистое поле» все-таки нельзя. А вот ребята, которые по распределению попали служить в Белоярский, Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск, рассказывали, что им пришлось самим строить сборно-разборные щитовые казармы. Я побывал в батальоне в Надыме и Новом Уренгое и понял, что Сургут – это прекрасное место, как для службы, так и для жизни.

Мы были все еще между небом и землей. Находились мы в тяжелейших условиях, в том числе и бытовых, но никто не стонал.

Из города на службу в городок «Карпаты» ездили и в сильные морозы, и в дождь в открытой машине, без тента. Нам пока еще никто ничего не давал, и другой машины у нас не было. Одежки теплой - тоже, и мы так вот и ездили в своих шенелюшках да хромачах, но, повторюсь, никто не стонал: ни молодые лейтенанты, ни опытные офицеры.

Наша бригада внесла очень большой вклад по развитию города. Мы стали обучать солдат в домостроительном комбинате на различные строительные профессии в учебно-курсовых комбинатах. Офицеры и солдаты занимались строительством ростверков для жилых домов и даже строили улицы.

- Как развивалась ваша дальнейшая служба?

- В 1983 году на должность командира бригады был назначен полковник Юлгушев Шамиль Ибрагимович. С его назначением в 1985 году мы начали заниматься строительством гравийных и грунтовых дорог, дорог с щебеночным покрытием и отсыпками земляного полотна к нефтяным кустам.

К примеру приведу случай, когда мы своими руками строили подъездные пути к военному городку. Первая дорога была недалеко от трассы в районе кладбища. Кругом лес, места топкие. Мы, как и положено в военной науке, для проезда валили лес, делали гати. А в это время с другой стороны, от железнодорожного вокзала, капитан Игорь Горских со своими подчиненными строил дорогу с твердым покрытием. Отсыпали земляное полотно, подвозили дорожные плиты. Шли друг к другу навстречу и наконец-таки встретились, как на фронте. Место встречи – военный городок «Карпаты». Работает эта дорога и в настоящее время, а ведь была построена на чистом энтузиазме наших людей.

В 1991 году командование бригады, которую в 1991 году возглавил Иванов Сергей Владимирович, заключила договор с «Сургутнефтегазом», а само соединение вошло в состав Федерального дорожно-строительного управления, ФДСУ.

- Чувствовался объем выполняемых работ?

- По долгу службы я побывал на многих нефтяных кустах по всей округе, но объем выполняемых работ особенно ощутил, когда совершил облет строящихся дорог на вертолете вместе с представителями ФДСУ из Москвы. Офицерам предстояло определить направления строительства этих дорог. Меня поразило то, что с высоты птичьего полета, когда глянешь вниз, кругом виднелись болота и вода. И я подумал, как же там люди ходят, как там ездят машины. Видим озеро, и прямо в нем стоит машина, а рядом бульдозер. Как оказалось, это была техника, которая ездила по зимникам и провалилась в болота и топи. Вот в таких условиях приходилось осваивать Сибирь и месторождения нефти и газа. Тогда стало понятным наше целевое предназначение в регионе.

- Были эпизоды, связанные с производственной необходимостью или стремлением выполнить задачу любой ценой?

- Мы научились выходить из любого положения. К тому времени учебный батальон уже не занимался подготовкой специалистов, а, как и другие подразделения занимался производством. У офицера Шпурова А.Ф. «горел» план. Нужно было отсыпать земляное полотно через мелководное озеро. И что, вы думаете, он предпринимает? Он загоняет экскаватор в озеро, по самую поворотную платформу и черпает песок со дна, сразу отправляя его в насыпь. Потому что если возить песок с карьера – план не выполнишь. Когда я приехал и увидел эту картину, мне стало не по себе, и я набросился на Шпурова: «Что ж ты творишь? Ты же машину загубишь!». А он мне в ответ: «Товарищ полковник! Не волнуйтесь, все будет нормально!».

Потом, когда благодаря этой находчивости, план по отсыпке был выполнен, они разобрали экскаватор, прочистили и смазали все узлы и агрегаты. И экскаватор как ни в чем не бывало, продолжал работать дальше. А вот если бы это зрелище увидел кто-нибудь из офицеров техчасти, Шпурову бы точно досталось по полной! Хотя, как сказать, мы ведь своих не бросаем.

- Я знаю, что вы на особом контроле держали случаи самовольного оставления части личным составом.

- Из всех бригад ФДСУ наша при моем командовании, всегда занимала одно из ведущих мест. Ниже третьего места мы не опускались никогда! Я пытался втолковать всем своим офицерам, что на время службы они заменяют солдатам и маму, и папу. «Вы для них все!» - говорил я им. Я требовал сочетать доброе отношение к людям, и в то же время железную дисциплину.

У меня всегда была образцовая казарма и образцовый порядок. У солдата день рождения, мы его освобождали от всех обязанностей, выписывали увольнительную в город или давали возможность провести время в комнате досуга, в которой находились телевизор, радио, настольные игры и даже певчие птички. Развлекайся, сиди и отдыхай!

При передислокации в Западную Сибирь некоторые командиры частей умудрились перевезти подсобные хозяйства. В частности, автобат, где командиром хозяйственного взвода был прапорщик В.Гога. Мой батальон обзавелся подсобным хозяйством уже в городке «Карпаты». В этом вопросе нужно отдать должное моему заместителю по тылу майору Шоцкому И.А. и командиру хозяйственного взвода прапорщику Василечко В.П.

- Были моменты, когда вам захотелось плакать от счастья или радости?

- Наверное, в те моменты, когда я становился отцом. В Сургуте у меня родилось трое деток, все девочки: Лена, Ириша и Маринка. Радости, конечно, было море!






0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

16:27

Борис Хохряков прокомментировал итоги заседания Совета Законодателей трех дум

15:44

Две команды Югры попали на пьедестал в смешанной эстафете на чемпионате России по биатлону

15:32

В Сургут прилетели 136 детей из Белгородской области

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

15:22

Сотрудник СурГУ оказала поддержку раненым бойцам СВО

15:05

Участники общероссийской конференции посетили приюты для животных в Ханты-Мансийске

15:02

Совет законодателей трех Дум обсудил реализацию Послания президента Федеральному Собранию

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

14:53

Сургутские волейболисты выбыли из борьбы за медали чемпионата России по волейболу

14:10

«3 в 1»: популярный смартфон с выгодой 50% со связью и наушниками — собери свой весенний компле...

14:02

Школьник из Сургутского района воссоздал лампы для парка «Мечта»

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

13:54

В Югре снизилось количество нападений безнадзорных собак на людей

13:46

В Югре отловлено более 20 тысяч животных без владельцев

13:39

Опыт Югры станет основой для создания федеральной концепции обращения с животными

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости