Последние новости

16:48

Товарооборот между Югрой и Китаем за три года составил 18,2 миллиарда долларов США

16:43

В Ханты-Мансийске в пятый раз проходит Всероссийский форум национального единства

16:07

В Югре стартовал эколого-просветительский проект "Спасти и сохранить"

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

15:51

Депутат Алексей Кучин оценил достижения Андрея Филатова на посту главы Сургута

15:44

Югра отремонтировала около 800 метров ЛЭП в поселке Коммунар под Макеевкой

15:30

Шествие Бессмертного полка в День Победы пройдёт онлайн

22 апреля

Глава Сургута Андрей Филатов объявил о досрочной отставке

15:30

Бойцы батальона «Югра» восстанавливают памятник советским воинам в Авдеевке

15:24

Педагоги Югры обсудят перспективы развития инклюзивного образования

15:17

Опрос ВТБ: переводы по СБП используют уже 70% жителей УрФО

22 апреля

В Югре одобрен план мероприятий по реализации Послания президента России

15:02

Иранцы и россияне лидируют после двух туров на международном турнире по шахматам в Ханты-Мансий...

14:45

Билайн добавил свет в интернет: протяженность ВОЛС в городах Югры выросла в 2 раза

14:39

На международной конференции газотранспортного предприятия рассказал об опыте применения цифров...

22 апреля

Владислав Шутов: в Ханты-Мансийске самые лучшие болельщики

Читать все новости

Марш-бросок длиною в жизнь: легендарный комбриг

В Югре
28 ноября 2019 11:00
Фото: предоставлено автором

В 60-й отдельной дорожно-строительной бригаде служили многие офицеры и прапорщики, которых, без всякого сомнения, можно отнести к легендам нашего соединения. Один из них — полковник Виктор Крысюк. Лейтенантом он был направлен в бригаду для прохождения службы в 1972 году сразу после окончания Каменец-Подольского высшего военно-инженерного командного училища. Спустя годы именно ему выпало стоять у истоков формирования бригады, а затем, как последнему командиру, заниматься ее ликвидацией.

Наш разговор с ветераном военной службы состоялся в Сургуте, который ему по-особому дорог. Именно в этом городе прошли его лучшие годы службы. Виктор Александрович приехал погостить к одной из своих дочерей из Москвы, и автор этих строк воспользовался возможностью еще раз встретиться со своим командиром. Легендарный комбриг рассказал о начале своей службы в бригаде, ее передислокации из Украины в Западную Сибирь, своих сослуживцах, совершавших первые шаги по суровой сургутской земле.
— Виктор Александрович, расскажите о своих первых днях службы в бригаде. Что вам запомнилось больше всего?
— Я начал службу в учебном батальоне и благодарю судьбу за то, что попал именно в это соединение. Моим первым командиром был опытный офицер-фронтовик Юрий Владимирович Примар. В учебном подразделении я прослужил 12 лет. Вскоре пошли разговоры о том, что нашу бригаду должны передислоцировать из Закарпатья в район строительства Байкало-Амурской магистрали. Но потом ситуация изменилась.  Нам объявили, что нас ждут в Западной Сибири.
Позже выяснилось: о нашем переводе ходатайствовал перед генеральным секретарем 
Л. И. Брежневым министр нефтегазовой промышлености СССР, ведь там была одна из главных ударных строек страны.
— Как готовились люди к передислокации подразделения бригады, и как она проходила? 
— Каждая часть — большое хозяйство: склады, оружие, боеприпасы, техника, различные материальные ценности. Этапов передислокации было много, ведь в состав бригады входило 12 батальонов и госпиталь, около пяти тысяч человек личного состава. Некоторые командиры частей умудрились перевезти с собой даже подсобные хозяйства. Это была очень большая махина. Наш учебный батальон переезжал в одном составе вместе с управлением бригады в конце 1980 года. В составе эшелона мы шли 11 суток, потому что уступали дорогу всем поездам, которые следовали по расписанию. Когда прибыли в Сибирь, оказалось, что нас тут никто не ждет. Наш эшелон поставили в районе исправительно-трудовой колонии № 17 в тупик, и мы прожили в вагонах еще недельку. Нам прямо в вагоны привозили еду, потихоньку обеспечили теплой одеждой, ведь на дворе стоял уже декабрь и было очень холодно. Расселять нас было некуда.
— Как обустроили быт?
— В это время в районе дачного кооператива «Виктория», расположенного за железнодорожным вокзалом, для нас строили палаточный вагон-городок. Летом, когда немного потеплело, здесь разместились автомобильный батальон и промышленная база. Впоследствии он стал военным городком под названием «Карпаты», который мы практически своими силами достраивали еще около трех лет. Все основные внутренние и отделочные работы завершили в 1983 году. Какое-то время мы были между небом и землей — в тяжелейших условиях. Но никто не стонал. Из города на службу в городок «Карпаты» ездили и в сильные морозы, и в дождь в открытой машине, без тента. Другой машины у нас не было. Одежки теплой — тоже, мы так вот и ездили в своих шенелюшках да хромачах, но, повторюсь, никто не стонал: ни молодые лейтенанты, ни опытные офицеры. Наша бригада внесла очень большой вклад в развитие города. Мы стали обучать солдат различным строительным профессиям в учебно-курсовых комбинатах. Офицеры и солдаты занимались строительством ростверков для жилых домов и даже строили улицы.
— Когда же бригада начала строить знаменитые дороги?
— В 1983 году на должность командира бригады был назначен полковник Шамиль Ибрагимович Юлгушев, а в 1985 году мы приступили к строительству гравийных и грунтовых дорог, дорог с щебеночным покрытием и отсыпками земляного полотна к нефтяным кустам.
Помню, когда мы строили подъездные пути к военному городку. Первая дорога была недалеко от трассы, в районе кладбища. Кругом лес, места топкие. Мы, как и положено в военной науке, для проезда валили лес, делали гати. А в это время с другой стороны, от железнодорожного вокзала, капитан Игорь Горских со своими подчиненными строил дорогу с твердым покрытием. Отсыпали земляное полотно, подвозили дорожные плиты. Шли друг к другу навстречу и наконец-таки встретились, как на фронте. Место встречи — 
военный городок «Карпаты». Работает эта дорога и в настоящее время, а ведь была построена на чистом энтузиазме наших людей. 
— Случалось выполнять производственные задачи любой ценой?
— Мы научились выходить из любого положения. К тому времени учебный батальон уже не занимался подготовкой специалистов, а как и другие подразделения —  производством. У офицера Шпурова «горел» план. Нужно было отсыпать земляное полотно через мелководное озеро. И что вы думаете он предпринимает? Он загоняет экскаватор в озеро, по самую поворотную платформу и черпает песок со дна, сразу отправляя его в насыпь. Потому что, если возить песок с карьера, план не выполнишь. Когда я приехал и увидел эту картину, мне стало не по себе, и я набросился на Шпурова: «Что ж ты творишь? Ты же машину загубишь!». А он мне в ответ: «Товарищ полковник! Не волнуйтесь, все будет нормально!».
Потом, когда благодаря этой находчивости план по отсыпке был выполнен, они разобрали экскаватор, прочистили и смазали все узлы и агрегаты. И экскаватор, как ни в чем не бывало, продолжил работать дальше.
— Вы были строгим командиром?
— Наша бригада при моем командовании всегда занимала одно из ведущих мест среди остальных соединений ФДСУ. Ниже третьего места мы не опускались никогда! Я пытался втолковать всем своим офицерам, что на время службы они заменяют солдатам и маму, и папу. «Вы для них все!» — говорил я им. Требовал сочетать доброе отношение к людям и в то же время железную дисциплину. У меня всегда была образцовая казарма и образцовый порядок. У солдата день рождения, мы его освобождали от всех обязанностей, выписывали увольнительную в город или давали возможность провести время в комнате досуга, в которой находились телевизор, радио, настольные игры и даже певчие птички.
 Вы часто наведываетесь в Сургут?
— Стараюсь бывать в своем родном городе каждый год. Здесь я чувствую себя гораздо лучше и морально, и физически, чем где-то еще. Я не знаю, чем Север зацепил меня и многих людей, которые здесь провели свои лучшие годы или остались навсегда. Здесь у меня дети, внучки и много друзей.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

16:48

Товарооборот между Югрой и Китаем за три года составил 18,2 миллиарда долларов США

16:43

В Ханты-Мансийске в пятый раз проходит Всероссийский форум национального единства

16:07

В Югре стартовал эколого-просветительский проект "Спасти и сохранить"

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

15:51

Депутат Алексей Кучин оценил достижения Андрея Филатова на посту главы Сургута

15:44

Югра отремонтировала около 800 метров ЛЭП в поселке Коммунар под Макеевкой

15:30

Шествие Бессмертного полка в День Победы пройдёт онлайн

22 апреля

Глава Сургута Андрей Филатов объявил о досрочной отставке

15:30

Бойцы батальона «Югра» восстанавливают памятник советским воинам в Авдеевке

15:24

Педагоги Югры обсудят перспективы развития инклюзивного образования

15:17

Опрос ВТБ: переводы по СБП используют уже 70% жителей УрФО

22 апреля

В Югре одобрен план мероприятий по реализации Послания президента России

15:02

Иранцы и россияне лидируют после двух туров на международном турнире по шахматам в Ханты-Мансий...

14:45

Билайн добавил свет в интернет: протяженность ВОЛС в городах Югры выросла в 2 раза

14:39

На международной конференции газотранспортного предприятия рассказал об опыте применения цифров...

22 апреля

Владислав Шутов: в Ханты-Мансийске самые лучшие болельщики

Читать все новости