По ее словам, от представителей партии в муниципалитетах округа поступило несколько предложений.
– Мы готовим выездное заседание в Нягани, где обсудим этот вопрос детально, – сказала зампредседателя думы.
Как отметила парламентарий, проблема действительно имеет место.
– Когда на ту или иную территорию заходят крупные торговые сети, то маленькие магазины – малый и средний бизнес – очень быстро разоряются. Каким образом нам нужно взаимодействовать с сетями, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы? Мы будем держать этот вопрос под контролем, – добавила Наталья Западнова.
Напомним, последствия от присутствия в Югре филиалов федеральных торговых сетей обсуждают уже несколько лет – после появления в крупнейших муниципалитетах округа первых представителей общероссийских торговых компаний и их коллег из Уральского федерального округа. Претензии у малого и среднего бизнеса простые: местные предприниматели, владеющие как мелкими торговыми точками, так и муниципальными сетями, не выдерживают конкуренции с условными «Магнитом» и «Пятерочкой». В пользу последних играет целый ряд факторов – от собственной дешевой продукции и логистических центров до скидок на закупку товара у поставщиков и принципиально большего выбора.
Само собой, объемы деятельности позволяют торговым сетям вести куда более демократичную ценовую политику. Как следствие, снижать цены вслед за ними приходится и местному бизнесу, что, ввиду и без того низкой рентабельности, приводит мелкие торговые точки к критическому состоянию.
При этом выхода как такового у малого бизнеса и региональных сетей нет. Например, несколько лет назад в Ханты-Мансийске с молотка ушел правительственный холдинг «Юграторг», не выдержавший конкуренции с гораздо более привлекательными для клиента «Монеткой» и «Магнитом». Похожая ситуация распространяется на практически все муниципалитеты.
Еще несколько лет назад эксперты заявляли о том, что выжить в конкурентной борьбе с «сетевиками» смогут только мелкие магазины, расположенные в шаговой доступности от жилых домов. Однако, как показывает практика, это мнение не совсем соответствует действительности – достаточно обратить внимание на число магазинов сверхпопулярной сети «Красное и белое» в пределах любого спального района. Впрочем, по-прежнему неплохо держатся торговые точки, специализирующиеся на продаже продукции местных производителей: у них есть своя устойчивая база клиентов.
Так или иначе, внимание, проявленное депутатским сообществом Югры к проблемному для малого бизнеса вопросу, не может не радовать. Редакция «Новостей Югры» ни в коем случае не предъявляет крупному бизнесу претензий: все вышесказанное – лишь следствие более высокого уровня работы федеральных сетей. Однако комфортное сосуществование «сетевиков» и мелкой розничной торговли пошло бы на пользу всем сторонам, и в первую очередь, потребителям.
Сергей ЗЕМЛЯНКИН вице-спикер думы Нижневартовска, президент торгово-промышленной палаты города (2000–2015)
- У меня всегда была конкретная позиция по этому вопросу, она не изменилась. Факторов здесь несколько. Во-первых, все торговые сети, представительства которых работают у нас в округе, зарегистрированы за его пределами и, соответственно, налоги платят по месту регистрации, минуя наши бюджеты – в отличие от местных предпринимателей. Для Нижневартовска налоги от малого и среднего бизнеса составляют весомую часть бюджета. Именно поэтому местные власти всегда заинтересованы в развитии и поддержке местного предпринимательства.
В то же время при заходе на территорию крупных федеральных сетей местный бизнес просто не выживает. Небольшое торговое предприятие физически не может конкурировать с гигантами, капитализация которых составляет сотни миллиардов. Да, качество продукции в сетях может страдать, но люди все равно будут идти туда ввиду ценовой политики. Законы рынка. К негативным факторам присутствия сетей также можно отнести не закрепленную за ними социальную ответственность.
Я считаю, что для урегулирования ситуации нужен ряд законодательных поправок. Во-первых, нужны изменения Налогового кодекса в части единого налога на вмененный доход. Надо отменить ограничения по торговым площадям, подпадающим под этот налог, чтобы взимать его можно было с помещений любой площади. Таким образом мы смогли бы добиться от торговых сетей доли социальной ответственности – единый налог на вмененный доход попадает в местные бюджеты.
Второе: нам необходима государственная политика, лоббирующая местных, зарегистрированных в муниципалитетах предпринимателей. Это можно назвать борьбой с монополиями. Третье: нам необходимы поправки в ПДД, запрещающие движение большегрузов в городской черте. С жалобами на фуры, парализующие движение и разрушающие дороги, за которые они, к тому же, не платят налоги, граждане обращаются в думу регулярно.
Опубликованных комментариев пока нет.