Наверное, правильно, когда лучшее воспринимаешь как должное. Важно при этом ценить то, что есть, и умело этим пользоваться. Журналистов окружных СМИ пригласили в пресс-тур «Год детства в Югре», в его программу вошли пять образовательных учреждений: детский сад, школа, центр дополнительного образования и два колледжа-интерната, в которых обучаются и живут дети со всех уголков округа.
До и после
Широкие улицы с земляным покрытием, без фонарей и тротуаров. При первом дожде их размывало в непроходимую грязь, которую месили грузовики, и потом дороги застывали живописными волнами. Радость, если на улице проложены деревянные помосты – единственный признак благоустройства. На весь город несколько капитальных детских садов и одна кирпичная школа, все остальные учреждения для детей – деревянное наследие середины XX века. Детские площадки – встречались: песочница-грибок и горка. У отдельных счастливчиков во дворе были качели. Таким был Ханты-Мансийск 15–20 лет назад.
Мои дети растут в этом же городе, но в то же время в другом. Яркие, современные детские площадки, удобные тротуары, новые детские сады и школы. Конечно, старые дома встречаются на каждом шагу, но все чаще их заменяют современные здания. И дело даже не в самих зданиях, а в том, для кого и для чего они строятся. Радует, что это не бесконечные торговые и развлекательные центры, а действительно социально значимые объекты, многие из которых предназначены для детей, причем со всего округа.
Попали в сказку
Детский сад «Сказка» на Гидронамыве – новом и динамично развивающемся микрорайоне Ханты-Мансийка – открыл двери для малышей в начале года. Что удивляет, когда попадаешь внутрь, – это оформление стен. Сказочные города с замками, волшебные страны, а в лестничных пролетах ветер гоняет осенние листья и снежинки. Вроде бы ничего особенного, и никаких дорогостоящих высоких технологий – просто творческий подход к делу и стремление создать красоту.
Здесь прекрасный бассейн, которым уже не удивишь родителей – чаши есть в каждом новом детском саду. Правда, ребята его еще не опробовали – проходили период адаптации.
Садик пока работает не в полную силу. Кабинет психолога ожидает нового оборудования, но здесь уже есть собственный музей, посвященный Великой Отечественной войне. В холле застыли танк и самолет из картона, на поле битвы, вырезанном из поролона, разворачивается сражение боевой техники. Под блиндажом укрываются предметы быта солдат и военная форма, со стен смотрят ветераны – прадедушки и прабабушки воспитанников «Сказки». Здесь же лежат письма-треугольники и фотографии военных лет – как будто из старого альбома, но на самом деле состаренные по специальной технологии. Все это создано совместным трудом педагогов, родителей и детей.
– К 70летию Победы мы разработали образовательную программу, которая заняла второе место на российском конкурсе журнала «Дошкольное образование». Каждая группа выбрала с помощью жеребьевки город-герой и собрала материалы, все они теперь хранятся в особых папках. Здесь мы показываем фрагменты фильмов, ребята могут играть с макетами, в блиндаже есть детская военная форма, они с удовольствием ее надевают, – рассказывает Светлана Глухова, заместитель заведующего по воспитательной работе.
Планы у учреждения большие. По словам Елены Турсуковой, заведующей детским садом, со следующего учебного года воспитанникам начнут оказывать платные дополнительные услуги: появятся спортивные, танцевальные, творческие кружки, а на втором этаже развернется мини-город, где ребята будут изучать правила дорожного движения.
Лучшая школа – для особых детей
По соседству со «Сказкой» раскинула свои корпуса школа № 4 – одна из самых современных в Югре. Экскурсия по зданиям, которую провел директор учреждения Василий Репский, заняла около двух часов. Чего здесь только нет! Целое крыло отведено под мастерские: кройки и шитья, кулинарии, деревообработки. У девчонок в мастерской стоят отличные швейные машинки, отпариватели, огромный планшет размером с небольшую школьную доску.
Кстати, о досках – во всей школе они регулируются по высоте легким движением руки. Удобство продумано до мелочей. Даже шкафы оборудованы специальными лестницами, чтобы без проблем можно было достать до верхних полок.
Особая гордость школы – актовый зал на 400 мест с профессиональным светом и звуком. В этом году здесь пройдет первый выпускной бал. Есть у ребят своя фото-киностудия, где они учатся фотографировать, снимать, монтировать и озвучивать видео, планируют заняться анимацией.
В школе есть два бассейна: 25метровый и поменьше – для начальных классов. Занимаются с ребятами профессиональные тренеры.
Но, пожалуй, главная отличительная особенность школы № 4 – то, что она первая в городе приняла детей-инвалидов, передвигающихся на колясках. Всего в школе обучаются 19 ребят с ограниченными возможностями здоровья, восемь из них – в начальной школе, по одному в классе.
В первом «В» шел урок рисования, когда в класс заглянули любопытные журналисты. На первый взгляд трудно определить, какой ребенок здесь – особенный. Все заняты делом, увлеченно рисуют.
– Боялась, что не справлюсь, хотя до этого работала с ребенком с ДЦП, но у него была не сложная форма, – признается педагог Юлиана Индралиева. – Первое время Дима ходил только на определенные уроки, сейчас учится, как другие ребята. Успеваемость у него хорошая, отстает только в скорости письма.
Пока разговариваем, ребята расслабляются, встают с места и начинают перемещаться по классу. Замечаю, что центр их притяжения – парта, за которой сидит Дима Булаев.
– Мы переживали, как дети отнесутся к Диме, но с этим не возникло проблем. Все хотят сидеть рядом с ним, меняются каждую неделю. Прежде чем открыть свои учебники, помогают Диме приготовиться к уроку, – с улыбкой говорит Татьяна Булаева, мама Димы.
Она всегда рядом с сыном, как и другие родители таких детей. В школе до сих пор не решили вопрос с помощниками, которые бы оказывали бытовую помощь. И пока, по словам директора, решения этой проблемы не предвидится. С одной стороны, как признает Василий Репский, это полномочия образовательной организации, с другой – в школе нет таких ставок и, соответственно, возможности платить помощникам зарплату. Такие ставки предусмотрены в учреждениях социальной защиты, но выделить помощника для школы они тоже не могут.
Пока взрослые ломают голову над этим вопросом, дети как могут окружают сверстников заботой и воспринимают свои добрые поступки не как подвиг, а как ежедневную действительность. Пожалуй, лучшего воспитания ответственности и соучастия быть не может.
Храм искусств
Колледж-интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера» – это комплекс зданий, можно сказать, свой академгородок, где дети со всего округа живут, учатся, отдыхают, развиваются и растут со второго класса до совершеннолетия, получая общее и профессиональное образование.
– Изначально учреждение создавалось с двумя главными целями. Во-первых, дать качественное образование в сфере культуры и искусства детям из отдаленных мест округа, поэтому – колледж-интернат. Во-вторых, сформировать систему непрерывного многоуровневого образования в сфере культуры и искусства, поэтому у нас обучаются дети младшего и среднего школьного возраста, которые получают аттестат об общем образовании, и студенты колледжа, которые получают диплом о профессиональном образовании, – рассказывает Александр Березин, уже много лет возглавляющий центр искусств.
Под глобальные задачи – глобальные вложения. То, как центр оснащен музыкальными инструментами, – уникальный случай в истории России, а может, и в мире.
– В нашем парке роялей и пианино – 50 инструментов фирмы «Стейнвей». Таким парком не обладает ни одно учреждение в России. В свое время меня приглашали в Гамбург на 125летие «Стейнвея» как самого крупного оптового покупателя за всю историю его существования, – не без гордости вспоминает Александр Березин.
Центр искусств подарил детям со всех уголков Югры возможность не только получить качественное бесплатное образование, но и жить в уникальной среде, где каждый день, каждый час ребята проводят с пользой.
В большой зале идет репетиция балета «Белоснежка и семь гномов», недавно с этой постановкой воспитанники хореографического отделения колледжа стали лауреатами международного конкурса «Щелкунчик», председателем жюри конкурса был сам Сергей Филин. 29 апреля балет покажут в КТЦ «Югра-Классик».
Идем по коридорам с учебными классами – тихо, но на самом деле за каждой дверью звучит свой мир. Стоит только приоткрыть дверь, и музыка вырывается, окатывает с головы до ног. В одном из классов маленький ансамбль – три девочки девяти лет играют на домрах. В их числе Ярослава Любушкина из Советского. На днях она вернулась с победой со всероссийского конкурса. На мой вопрос, почему выбрала домру, скромно ответила: «Понравилось».
– Девочка всего второй год занимается, на конкурсе попала в группу с ребятами, которые обучаются уже четыре года, и ей дали третье место. Сыграла настолько эмоционально, как взрослый музыкант! – с восхищением и гордостью говорит Александр Березин, когда выходим из класса.
А я поражаюсь, как такие малыши отрываются от дома, семьи и с восьми-девяти лет начинают жить практически самостоятельной жизнью.
– С детьми работают дневные и ночные воспитатели, два психолога, – поясняет директор. – Конечно, вопрос адаптации существует, особенно для маленьких детей, некоторые не справляются и уезжают домой.
Но большая часть ребят успешно переживает этот тяжелый период. К слову, со второго класса в центр искусств берут только будущих музыкантов. Хореографов и художников набирают с пятого класса.
Инженеры будущего
После вкушения пищи духовной отправляемся впитывать достижения научного прогресса в «Кванториум». Этот современный центр технического образования для детей открылся в Ханты-Мансийске на базе технопарка Югры в ноябре прошлого года, амбициозно, громко, да так, что слышно было по всей стране и даже в космосе – на церемонии открытия организовали прямой телемост с МКС.
Сейчас в «Кванториуме» занимаются 380 детей по восьми направлениям, причем около 200 из них выбрали робототехнику. Руководство учреждения пошло навстречу такому запросу маленьких инженеров и открыло дополнительные группы.
Отправляемся на экскурсию по «квантумам». В робоквантуме только что построенные роботы покоряют Марс. Заходим в нейроквантум – пожалуй, самое удивительное направление. Ребята сидят за компьютерами, на головах у них нейроинтерфейсы – шлемы из проводов, считывающих сигналы головного мозга.
– Ребята отрабатывают свое эмоциональное состояние. Сейчас они работают с четырьмя эмоциями, на каждую из которых записано определенное действие человечка. Их задача – провести рыцаря по лабиринту, – поясняет педагог Марина Юккерс.
Подхожу к одной из учениц. Катя Молчан сосредоточена, еще бы – сейчас ей нужно вызвать у себя чувство вины, чтобы рыцарь спустился вниз по лабиринту, но она любезно соглашается отвлечься на разговор:
– Сейчас я вспоминаю какую-то проблемную ситуацию, когда я была виновата. Легче всего получается сосредоточенность, расслабиться сложнее. Когда мне предложили здесь заниматься, я задумалась, как мне это пригодится в жизни? Меня заинтересовало то, что человек может резко поменять свои эмоции – это очень удобно, особенно в школе, при общении с одноклассниками и учителями. Когда злишься, печален, ты можешь поменять свою эмоцию. Это помогает, я реже ссорюсь, обижаюсь на родителей и сверстников, лучше контролирую себя.
За четыре месяца работы материально-техническая база «Кванториума» значительно расширилась. Геоквантум обзавелся четырьмя квадрокоптерами, ожидают еще один – значительно больших размеров и российского производства. Космоквантум получил спутники. Гордостью наноквантума, помимо профессионального оборудования, является вычислительный прибор, разработанный и собранный одним из педагогов.
По словам Веры Прокопьевой, заместителя директора АУ «Технопарк высоких технологий – детский Кванториум Югры», в планах учреждения открыть нефтегазовый квантум.
Кузница спортивной элиты Югры
Проходим по коридору и оказываемся в совершенно другом образовательном учреждении – Югорском колледже-интернате олимпийского резерва, кузнице спортивной элиты округа. Здесь нас встречает директор Владимир Малышкин.
– Одно из главных звеньев спортивной подготовки – становление личности, ее всестороннее развитие. Без высокого уровня интеллекта, умения мыслить, анализировать сегодня невозможен результат мирового уровня. Поэтому мы начинаем с блока, в котором наши дети учатся по программам среднего образования, – рассказывает Владимир Малышкин.
Сегодня в колледже обучаются 338 молодых спортсменов. Из них 223 ребенка обучаются по программам среднего общего образования и 115 студентов осваивают программу среднего профобразования по специальности «физическая культура».
Колледж провел уже четыре выпуска – это 70 специалистов по 14 видам спорта, которые работают по всему округу и за его пределами.
Мы попали в колледж в тот момент, когда уроки у ребят закончились и начались тренировки. Здание колледжа-интерната на удивление компактное. В небольшом корпусе разместились все необходимые площадки. Спортивный зал – трансформер легко преображается под нужды волейболистов (кстати, здесь готовят спортсменов для команды волейбольной суперлиги «Газпром-Югра»), баскетболистов, а в момент нашего посещения в зале занимались боксеры.
В зале общефизической подготовки музыка на полную громкость – здесь спортсмены в неформальной обстановке занимаются на тренажерах. В 25метровом бассейне идет тренировка женской команды по водному поло.
На выходе из спортивного комплекса ребята каждый раз видят электронные часы, отсчитывающие время до летней и зимней Олимпиад. Как пояснил Владимир Малышкин, это напоминание студентам, что дорога каждая минута и она должна приближать их к заветной цели для любого спортсмена. Здесь же хранятся вымпел Югры, чаша олимпийского огня Сочи и факел, который нес знаменитый житель Ханты-Мансийска Виктор Башмаков.
В рамках экскурсии журналистам показали и общежитие колледжа. Помимо комнат здесь находится медицинский блок, включающий также кабинет стоматолога, и комнаты психологической разгрузки, которые потрясли своим обустройством: комната групповых тренингов с белоснежным пушистым ковровым покрытием и мягкими подушками на полу, и кабинет психолога с красивой мебелью и комфортабельным диваном, на котором располагается пациент, – прямо как в зарубежных фильмах!
Активно занимаются с ребятами и социальные педагоги, здесь есть свои клубы по интересам, комната отдыха с бильярдом и настольным теннисом, библиотека и музей истории спорта Югры.
В нашем маршруте было всего пять учреждений, да – одних из самых знаковых, но это лишь малая часть уникальной образовательной среды, созданной в округе для детей. Не будем лукавить, есть еще к чему стремиться. В Год детства в округе обратили особое внимание на необходимость создания центров реабилитации и абилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Будем надеяться, что эти долгожданные проекты реализуются. Потому что у каждого ребенка должно быть счастливое детство, полное открытий, возможностей для раскрытия своих способностей, и поле для их применения.
Опубликованных комментариев пока нет.