Организаторы Международной специализированной выставки «Сургут. Нефть и Газ - 2017» подводят предварительные итоги отраслевого события. На сегодня известно о 50 подписанных соглашениях и намерениях о сотрудничестве между компаниями-участниками. Внимание нефтегазовой общественности по традиции привлекала экспозиция Общества «Газпром переработка», представленная Заводом по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина. На этот раз продукция Сургутского ЗСК экспонировалась под эгидой объявленного не только в стране, но и в ПАО «Газпром» Года экологии. В свете новостей о переезде в Санкт-Петербург администрации компании, филиалом которой является завод, внимание к ее выставочному стенду было повышенным. Интересующие многих вопросы о перспективах крупнейшего предприятия Югры по производству высококачественных моторных топлив «Сургутская трибуна» на полях международной выставки адресовала заместителю главного технолога Сургутского ЗСК Александру Белоусову.
- Как повлиял или повлияет на работу Сургутского ЗСК переезд администрации ООО «Газпром переработка» в северную столицу?
- Администрация - это люди, которые занимаются решением управленческих вопросов. И не только Сургутского, но и филиалов на Ямале и в Коми. В состав Общества входит несколько перерабатывающих заводов (ГПЗ) в разных регионах страны. Управление осуществляется дистанционно – для этого созданы все необходимые условия и ресурсы. «Газпром переработка» является участником ООО «Газпром нефтехим Салават», ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Газпром добыча Астрахань» и ООО «Газпром переработка Благовещенск» (осуществляет функции инвестора и заказчика проекта «Амурский газоперерабатывающий завод»). Географически полстраны задействовано в сфере переработки газа и газового конденсата, а потому решение перенести администрацию в Санкт-Петербург вполне обосновано с точки зрения логистики. На процессе переработки это не сказывается. А что касается Сургутского ЗСК, то металлоконструкции и технологическое оборудование перевозить в северную столицу не будут (улыбается. - Прим. автора.), а значит, рабочие места никто не потеряет. Завод работает в обычном режиме, продукция отгружается потребителям в полном объеме, согласно производственным планам.
- Расскажите о продукции, выпускаемой сегодня на Сургутском ЗСК.
- Два года назад проектная мощность завода по переработке нефтегазоконденсатной смеси была увеличена с 8 до 12 миллионов тонн в год. Преимущественно все наши продукты либо отправляются для дальнейшей переработки на нефтехимические предприятия, либо используются как готовые – моторное топливо, топливо для реактивных двигателей и т.д.
Топливная и другие виды продукции Сургутского ЗСК отгружаются потребителям Югры, Ямала, Тюменской области и других регионов страны. На дальние расстояния она транспортируется по железной дороге, на более короткие - автомобильным транспортом. Для обеспечения потребностей в моторном топливе жителей труднодоступных территорий, например, Салехарда, летом завод традиционно открывает навигацию - отгрузка нефтепродуктов ведется водным транспортом в рамках программы «Северный завоз».
В сентябре 2017 года Завод по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина в очередной раз стал призером окружного конкурса «Черное золото Югры» в номинации «Лучший газоперерабатывающий завод»
- Но основную часть по-прежнему составляет моторное топливо. Насколько оно вписывается в общий экологический тренд?
- В основном мы производим 95-й и 92-й бензины и зимнее дизельное топливо. Но если говорить об экологичности, то стоит пояснить – октановое число тут ни при чем. Основной показатель - так называемый класс экологичности. А он уже зависит от составляющих топлива. Мы все понимаем, что, попадая в двигатель, оно выделяет продукты горения. И эти продукты в зависимости от компонентов бензина будут разной степени опасности. При сгорании топлив пятого класса минимизировано выделение в окружающую среду таких вредных соединений, как оксиды серы, оксиды азота и альфа-бензпирен. С этого года в России запрещено производство топлива ниже пятого класса в соответствии с Техническим регламентом Евразийского союза (аналог экологического европейских стандартов). Такая мера закреплена правительственной программой для нефтепереработчиков. Отмечу, что Сургутский ЗСК досрочно, по мере готовности и по собственной инициативе начал производство и отгрузку автомобильных бензинов марок Премиум Евро-95, Регуляр-92 и дизельного топлива, соответствующих пятому классу Техрегламента, в период с 2011 по 2015 годы.
Стоит заметить, что экологический класс бензина никак не влияет на его летучесть или сезонность.
- Сезонность? То есть каждому времени года и для каждого региона Российской Федерации производятся свой автомобильный бензин и дизельное топливо?
- Это так, хотя мало кто из автовладельцев об этом знает. Автомобильный бензин имеет несколько классов летучести: от А до F. Проще говоря, это либо «летний», либо «зимний» бензин. Разграничение, конечно, условное. Актуальна привязка по региональному признаку. А и В - это Краснодарский край и Ставрополье. Для северных регионов зимой используется F-класс, такой бензин обладает большей летучестью и позволяет запускать двигатель при температуре -30 градусов. Кстати, 15 сентября в соответствии с требованиями ГОСТа Сургутский ЗСК перешел на выпуск «зимнего» бензина. Летом снижаем класс до уровня B и C – это позволяет снизить летучесть, что в свою очередь снижает потери бензина при испарении из емкостей для хранения и бензобака у автомобилей.
- Синоптики прогнозируют, что нынешняя зима будет самой суровой за последние 100 лет. Какие марки топлива выпускает завод для такой погоды?
- Суровость погодных условий на выпуск автомобильных топлив не влияет, так как их производство ориентировано на выполнение требований ГОСТа для каждого региона Российской Федерации. Для примера: Югра в зимний период попадает в перечень регионов с максимальным классом летучести F, что соответствует давлению насыщенных паров 70-100 кПа. Конечно, на заводе отслеживают такие моменты и при наиболее низких температурах окружающего воздуха давление насыщенных паров удерживают на более высоком уровне порядка 90-100 кПа, что максимально облегчает запуск двигателей в зимний период.
От имени технологов Сургутского ЗСК желаю всем автомобилистам приятных и безаварийных поездок по дорогам Ханты - Мансийского автономного округа и всей Российской Федерации.
Газовый конденсат - смесь жидких углеводородов, выделяющихся при добыче природного газа на газоконденсатных месторождениях, которые являются постоянными спутниками этого процесса. Конденсат похож на нефть, но характеризуется большим содержанием светлых нефтепродуктов, таких как бензиновая, керосиновая и дизельная фракции, и низким содержанием темных нефтепродуктов, требующих более глубокой переработки (мазут, газойли, гудрон). Светлые нефтепродукты отличаются тем, что они легче в переработке и не требуют более высокоэнергетически затратной вторичной переработки
Опубликованных комментариев пока нет.