×
Общество
0

«Моя мечта – чтобы артисты не думали о деньгах»

Худрук Сургутского симфонического оркестра — про творчество и экономику


Он выглядит и ведет себя как настоящий петербуржец — элегантный, галантный, интеллигентный. Новый художественный руководитель симфонического оркестра Сургутской филармонии Михаил Леонтьев рассказал «Сургутской трибуне» об особенностях своей профессии, признался, что думает о югорском городе и кто его настоящие друзья.

 Вам довелось работать в крупных городах России, за границей, принимать участие во многих фестивалях. Вся Ваша жизнь — это музыка. А если бы не музыка, то что?

— Я должен был стать музыкантом, потому что так решили родители. Бабушка мечтала, что я стану пианистом (кстати, ей 17 апреля исполнилось бы 100 лет). Я пел, ездил по заграницам, учился в престижных учебных заведениях [Хоровое училище имени М. И. Глинки при Капелле Санкт-Петербурга и Петербургская консерватория]. Мог бы стать скрипачом, пианистом или теоретиком. Но определенно был бы связан с музыкой. Мечта жизни, которая никогда не исполнится, — гражданская авиация.

О демократии в оркестре

 У симфонического оркестра уже есть дирижер. Зачем ему еще и художественный руководитель?

— Художественный руководитель — это, по сути, менеджер. Дирижер руководит концертом, художественный руководитель — коллективом. Художественный руководитель формирует концертный репертуар, составляет абонементы, планирует гастроли, приглашает солистов и дирижеров. Вся административная работа, которая начинается задолго до репетиций самого оркестра, лежит на худруке, и последнее слово всегда за ним. Мнение музыкантов учитывается, но полной демократии в оркестре быть не может.

  То есть вы в оркестре главный. Какие особенности у этой работы?

— Во-первых, каждый день я общаюсь с большим количеством людей. Приходится постоянно быть на виду, с людьми, ощущая на себе внимание ста глаз. Это отнимает много сил. Мне сложно быть начальником. Хочется, чтобы в оркестре царила душевная атмосфера и музыканты шли в зал с удовольствием. Во-вторых, трудно учитывать и требования руководства, и мнения музыкантов, и желания публики, и веяния времени, и собственные амбиции. Ищешь выход, стараешься. В итоге все равно найдутся недовольные.

   Вам приходится учитывать не только творческую, но и экономическую сторону развития оркестра. Так что важнее для музыканта — деньги или творчество?
— Творчество важнее. Это аксиома, которая не обсуждается. Моя мечта, чтобы артисты не думали о деньгах. Не в смысле, чтобы они работали бесплатно, а чтобы получали столько, чтобы не задумываться о зарплате. Если музыкант начинает думать о деньгах, значит, пришел на работу. А ведь это не работа, это служение.

О просвещении 

   Если задача музыканта — служить музыке, то в чем сегодня задача музыки?
— Современная популярная музыка в девяноста процентах случаев носит прикладной характер. Классическая музыка отличается тем, что заставляет сопереживать, сочувствовать. Основная ее задача — просвещение. Люди приходят в зал, чтобы проникнуться музыкой, найти своего композитора, что-то понять для себя. Это нужно самому человеку, чтобы наполниться непривычными чувствами и уйти от рутины.

   Как симфонический оркестр, настоящее воплощение классики, выживает в современном технологичном мире?

— Новые технологии прекрасно дополняют концерты классической музыки. Составляя репертуарный план, я учитываю возможность использования интернета, проекций, мультимедиа. Слушатель гораздо легче воспринимает сложные симфонические произведения, когда они сопровождаются видеорядом или идет какое-то пояснение. Это важно в детских концертах. Если раньше ребенок с удовольствием слушал сказку с пластинки, то сейчас этого недостаточно. Дети требовательны к контенту, потому что получают гораздо больше информации, чем когда-то их родители. Сегодня ребенку неважно, кто из знаменитостей читает сказку, если у нее нет яркого, привлекательного сопровождения.

  О личном

  Работа не прекращается ни на минуту: Вы готовитесь к Пасхальному концерту, составляете репертуарный план, постоянно общаетесь с музыкантами и руководством филармонии. А как Вы отдыхаете?

— Лучший отдых — это время, проведенное с семьей. С удовольствием отведу ребенка в школу, помогу супруге, съезжу к маме за город. Друзья разъехались по разным городам, видимся не чаще раза в год. А вот с партитурами я не расстаюсь. Они мои друзья. Люблю читать научные статьи про мозг, медицину, Вселенную. Это помогает осознать, что ты просто песчинка, преодолеть самолюбие и чрезмерную уверенность. Человечество, по сути, только в начале пути. Ему еще быть миллионы лет, а, может, и миллиарды, на что я очень надеюсь. Иначе, зачем все это?

—  Какие впечатления от Сургута?

— Мне нравится гулять по городу, хотя я мало что успел посмотреть. Сургут, без сомнения, город XXI века. Я был здесь в 2006 году, и, вернувшись, не узнал его — столько современных зданий, скорости и движения. Я петербуржец. Дворцы, музеи, арки, парадные у меня, конечно, в крови, но я очень люблю современные города.

справка «СТ»
Михаил Леонтьев родился в Санкт-Петербурге, окончил Петербургскую консерваторию по двум специальностям: хоровое и оперно-симфоническое дирижирование, – выступал со многими коллективами России и зарубежья, в числе которых Токийский симфонический оркестр, является лауреатом международного и всероссийских конкурсов. С апреля 2019 года Михаил Леонтьев является художественным руководителем симфонического оркестра Сургутской филармонии

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии