Землякам посвящается
Сюжет рассказа разворачивается в Венгрии и основан на реальных событиях. В палатках на берегу озера Балатон разместился батальон связи, в котором служил ординарцем у комбата Красильникова главный герой рассказа Алексей.
Мы узнали, что прототипом героя был Алексей Георгиевич Разбойников. Он родился 1 апреля 1924 года в деревне Яр Уватского района Тюменской области. Призван на фронт в 1943 году. За время войны был трижды ранен: в битве под Курском, на Белорусском фронте и под Кенигсбергом. День Победы встретил в московском госпитале. Награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Демобилизовался в августе 1945 года. С 1958-го проживал в Ханты-Мансийске. Работал лаборантом физвоспитания в педагогическом училище. Умер в 1998 году.
В Венгрии Алексей Разбойников встретил любовь всей своей жизни – Татьяну (фамилия не установлена), которую все в батальоне звали Екатерина Великая, Явление, Великая или Новенькая. Она была родом с реки Ляпин на Приполярном Урале.
Прозвище «Екатерина Великая» главная героиня рассказа получила в момент своего появления в батальоне.
«Во время жуткого обстрела нашей позиции она шла по траншее, не обращая никакого внимания на свистящие пули и рвущиеся мины. И огонь противника, как будто сопровождая ее, огненным смерчем отступал перед ней, а вторая огненная лавина-завеса двигалась за ней, не догоняя и не перегоняя. Шла она, словно заколдованная. Я услышал, как два бойца, два бывших студента, разговаривали между собой. Один боец, чуть высунув голову из щели и удивленно моргнув, сказал другому: «Смотри, плывет, как царица!» Второй боец глянул в ее сторону, выдержал паузу и сказал: «И впрямь как Екатерина Великая». «Явление Екатерины Великой», – сказал первый», – описывает этот момент Еремей Айпин.
Перед тем как попасть связисткой в батальон Красильникова, Татьяна прошла Волховский, Калининский, первый и второй Белорусский и оба Украинских фронта целой и невредимой. Она говорила: «Моя пуля еще не отлита».
Пластический спектакль
Историю любви на войне, близость жизни и смерти, боль утраты любимой женщины и веру в светлое будущее отразили без единого слова актеры театра «Солнце».
С первых минут спектакля понятна большая связь происходящего на поле битвы с мифологией северных народов. Здесь и повязывание окровавленной ленты на жертвенную березу, и шаман, который выводит людей из болота, и даже души – пять мужских и четыре женских.
Режиссер театра Анатолий Гущин рассказал о работе над «Великой», именно так называется пластический спектакль.
– Я прочитал это произведение и решил вскрыть то, что спрятано между строк. Мы обсуждали с актерами и хореографом из Петрозаводска Александром Козиным сцены и образы. Ребята отыгрывали этюды, Александр проводил тренинги, учил их языку тела, занимался с ними почти до изнеможения. А я изучал мифологию ханты и манси. И мне все больше казалось, что Екатерина связана с духами: они ее оберегали в час бомбежки, они же ей сообщили о часе смерти. Поэтому спектакль наполнен мистикой, – говорит режиссер.
В ходе этюдов стало понятно, что актеры по-разному чувствуют одних и тех же героев. И было принято решение: не утверждать на главные роли по одному актеру. Главных героев, Алексея и Екатерину, играют все артисты, но в разных эпизодах.
Воронки времени
– Мы проводим героя через лабиринт памяти. Он попадает в воронку времени, перескакивает то в прошлое, то в будущее. Сменяются его эмоции, меняются актеры, – комментирует Анатолий Гущин. – Черные и белые двери на заднем плане открываются и закрываются – души блуждают, ищут вход или выход. Но их опять затягивает в лабиринт памяти. Герои встречаются наяву или в воображении в разном возрасте и в разных местах.
Екатерина погибает от шального снаряда, и это становится главной трагедией Алексея. Герой, чтобы воссоединиться с любимой, ищет смерти в бою, но духи против, и воронка времени проводит его через всю войну живым.
– Их души находятся в разных мирах и при встрече они не могут ощущать друг друга. Их объятья хоть и взаимны, но эфемерны. Это так точно показывает язык тела – и невозможно передать словами. В этом смысл пластического спектакля: каждый зритель чувствует и переживает свое, без навязывания ему слов, – объясняет режиссер.
В спектакле минимум реквизита. Здесь даже шинели играют разные роли. Они – то взрывы снарядов, то погибшие бойцы, то болотные кочки, они – мысли и души людей.
Одну из Екатерин в «Великой» сыграла певица Вера Кондратьева.
– Язык тела – это новое для меня проявление в искусстве. Тонкие чувственные грани между партнерами заставляют играть всякий раз по-новому. В каждом спектакле появляются новые сценические решения. На самом деле телом можно сказать намного больше, но люди привыкли выражать эмоции и мысли словами. Этот спектакль – некоторый переворот сознания, – рассказывает Вера Кондратьева. – Кроме языка тела, в спектакле есть сцена, где мы с актером Олегом Тарлиным говорим на языке вибраций. Исполняем музыкальную композицию на варганах. И это полная импровизация.
Стоит отметить, что «Солнце» несколько лет назад уже играл «Великую». Тогда пьесу ставил режиссер Леонид Архипов, и эта была постановка со словами. Автору произведения Еремею Айпину ближе классический вариант.
– Мне более понятна классическая подача. Важна речь и слова, тогда смысл произведения доходит проще, – говорит Еремей Айпин. – Но это же искусство, и главное, что думают зрители. Я разговаривал со зрителями после спектакля, они сказали, что им все понятно. Главное, что спектакль понравился зрителям разного возраста.
Предистория
Еремей Айпин познакомился с Алексеем Разбойниковым в годы учебы в педагогическом училище.
– Алексей Георгиевич работал лаборантом, выдавал спортивный инвентарь для занятий и следил за ним. За училищем был хороший стадион, там находилась избушка – «лыжная база», где хранились лыжи. Я занимался лыжами, выступал на соревнованиях за училище и много времени проводил в избушке. Алексей Георгиевич был доброй души человек и хороший рассказчик. Бывало, рассказывал и о войне. Однажды поведал и историю о Екатерине Великой, – говорит автор произведения.
Может, это мистика, а может, и все еще та воронка времени закружила Еремея Айпина с Алексеем Разбойниковым, но так случилось, что спустя годы они жили в соседних домах на улице Пионерской, встречались и разговаривали. Спустя годы после смерти Алексея Георгиевича писатель вспомнил поведанную давным-давно историю, и она легла в основу рассказа.
Опубликованных комментариев пока нет.