89.6249   $ 73.9968





×
Общество
0

Мусор – в дело!

В Урае заработала линия по сортировке отходов


С начала этого года в Урае реализуется пилотный проект по раздельному сбору вторичного сырья. Мусоровозы отдельно транспортируют «сухие» и «влажные» отходы с десяти контейнерных площадок. Всего их в городе – 217, причем 82 установлены в жилых районах. Впрочем, независимо от способа доставки на полигон, уже сегодня отходы со всех площадок попадают на сортировку.

Шутки в сторону – если до сих пор мы то и дело плакали об умирающей по нашей вине природе, то теперь самое время задуматься о собственном будущем. В декабре, например, многих огорошила весть о том, что в плаценте человека обнаружили частицы микропластика, причем в тканях как со стороны матери, так и стороны плода. Об этом сообщил авторитетный научный журнал Environment International.

Так что если прежде приходилось жалеть только зверушек, погибающих то ли от недомыслия, то ли от равнодушия представителей вида «человек разумный», теперь пришла очередь пожалеть самих себя – если продолжим сорить такими темпами, то и наши дни на планете могут быть сочтены.

К чести урайцев, в нашем городе эту проблему уже давно осознали. К примеру, линию по сортировке твердых коммунальных отходов урайский «Эко-Тех» приобрел лет восемь назад, смонтировал на своей базе у городского полигона ТКО, опробовал, но, не сумев встроить проект в модель финансирования, законсервировал. Теперь сортировка расконсервирована и снова работает.

– Давайте вместе сделаем мир немного лучше, просим вас отнестись с пониманием и по возможности распределять отходы по соответствующим для этого бакам. А мы в свою очередь постараемся сделать свою работу на совесть, – обещают в «Эко-Техе».

Сейчас на сортировочной линии занято десять человек – порядка трети персонала предприятия.

Но вот специалистов сферы ЖКХ города сегодня смущает само понятие «пилотный проект».

– Согласно дорожной карте, раздельный сбор с 1 января должен быть организован по всему городу, – говорит начальник управления ЖКХ Олег Лаушкин. – Мы со своей стороны работу провели: оборудовали площадки, закупили контейнеры двух цветов для раздельного сбора влажных и сухих отходов. Но, вместо того чтобы раздельно вывозить мусор со всех площадок, региональный оператор объявил о пилотном проекте.

Смущает специалистов еще и то, что пока у горожан нет иной мотивации, кроме экологического самосознания и чувства гражданской ответственности, к тому, чтобы покупать еще одно мусорное ведро, сортировать отходы у себя дома и выносить в нескольких пакетах. В нашей группе «ВКонтакте» мы провели опрос и выяснили, что ровно половина проголосовавших считает домашнюю сортировку важной для улучшения экологической ситуации, еще четверть не готова это делать, потому что считает бесполезным, и лишь четверть не хочет этим заниматься в принципе. Словом, так или иначе три четверти горожан могут принять модель раздельного сбора уже сейчас – если убедятся, что она и вправду работает.

Это обнадеживает, но хочется чего-то большего. Не случайно возник еще один аргумент, который администрация города предложила для обсуждения.

В процессе реализации мусорной реформы тарифы на вывоз отходов заметно выросли в некоторых регионах – в шесть-восемь раз. Понятно, что сегодня отрасли нужны инвестиции – и в создании инфраструктуры, и во внедрении новых технологий. Тем не менее убедиться в том, что все это принесет эффект, хочется уже сейчас. Позиция проста – поскольку часть мусора можно использовать вторично, он представляет из себя некую ценность, возвратную для регионального оператора. Следовательно, если раздельный сбор станет реальностью на всех этапах, можно ждать либо пересмотра тарифов, либо каких-то иных бонусов.

– Возможны ли какие-то меры стимулирования гражданской позиции жителей по организации раздельного сбора, в том числе и с вашей стороны? – спросили мы пресс-службу «Югры-Экологии» – регионального оператора по обращению с ТКО.

– Отметим, что в нескольких странах за нарушение раздельного сбора мусора предусмотрены значительные штрафы. В России о введении штрафов или льгот за раздельно собранные отходы речь пока не идет, – ответили нам. – На первом этапе реализации проекта главная задача – сократить отходы, идущие без разбора на полигоны, и выработать у жителей культуру отделять вторсырье и создавать замкнутую экономику, когда отходы обращаются в доходы.

Раздельное накопление отходов – одна из основных задач реформы. Сортировка мусора – это ответственность не только региональных операторов, но и жителей, – такова позиция «Югры-Экологии». В пресс-службе настаивают, что необходимо разделять твердые коммунальные отходы на два вида: сухие и влажные, а затем складировать их в два вида контейнеров. Ведь всего один пакет с пищевыми отходами может испортить все содержимое «сухого» контейнера. Такое сырье уже будет непригодно для переработки.

Убедиться в этом довелось и нам, побывав на сортировочной линии «Эко-Теха». Впрочем, мы с удивлением узнали, что мусор с пилотных площадок по составу пока не очень-то отличается от любого другого. Так что пока, по самым приблизительным оценкам, удается отобрать процентов пятнадцать годных для вторичного использования отходов от их общего объема. Тогда как в идеале, если бы раздельный сбор был организован дома на нулевом цикле, эта цифра могла бы составить до пятидесяти процентов.

Объемы «производства» бытового мусора в Урае впечатляют. В месяц это чуть больше тысячи тонн, то есть миллион килограмм с хвостиком, в год – порядка 134 тысяч кубометров.

Ежедневно здесь на специально оборудованной площадке разгружается шесть-семь мусоровозов, затем погрузчик подает мусор на подающий конвейер, оттуда – на ленту. В ангаре рабочего корпуса непрерывно ведется сортировка – отделяется стекло, пластик, картон и бумага, железные банки. Остатки – а это по-прежнему основная масса – отгружаются для захоронения на полигоне.

– На самом деле, тариф на раздельный сбор нам утвержден только с 1 июля. Но мы начали с нового года, чтобы не подводить Урай и урайцев. Ведь и город уже провел большую работу, и сами мы обещали. Чувствуем сегодня свою ответственность, – говорит директор предприятия «Эко-Тех» Иван Коршунов. – Так что пошли даже на некие риски, чтобы как минимум на начальном этапе убедить горожан, что все по-настоящему.

Сказать, когда раздельный сбор на нулевом этапе станет реальностью для большинства урайцев, он пока не может.

– Завтра это точно не случится. Пройдет, я думаю, не меньше года, – говорит он. – Надо просто вести работу, начиная с детского сада, школы и заканчивая встречей со взрослыми – прямо на их рабочих местах. В противном случае система никогда не заработает. Уже сегодня мы предлагаем проводить экологические уроки в школах. Специально для этого обучили двух сотрудников, чтобы они могли в доступной для детей игровой форме организовать такие занятия. Ждем ответа.

А какова позиция законодателей, тех, кто принимает решения на самом высшем уровне? Об этом мы узнали еще минувшей осенью в беседе с депутатом Госдумы Павлом Завальным.

Павел Николаевич тогда провел прием граждан в режиме онлайн и заодно пообщался с журналистами.

– Одна из задач реформы состоит в том, чтобы сделать переработку вторсырья отраслью экономики, чтобы отходы сами создавали доходы, – отметил парламентарий. – Я регулярно участвую в российско-немецком целевом форуме. Лет пять назад на одном из них прозвучала такая цифра – 80 % всех используемых в промышленности ресурсов в Германии составляет вторсырье, которое снова вовлекается в оборот в процессе рециклинга. И только 20 % генерируется за счет добычи полезных ископаемых. Конечно, все это было бы невозможно без разработки и использования самых новых технологий извлечения и переработки.

Павел Завальный добавил, что мы находимся на начальной стадии этого процесса. Сейчас в стране создается инфраструктура, технологическая цепочка, в результате чего рождается мусороперерабатывающая отрасль.

– Я верю в то, что мы научимся с каждым годом все больше вовлекать ресурсы во вторичный оборот и что рано или поздно эта отрасль экономики станет рентабельной, –считает он. – Но самое главное, мы должны изменить культуру поведения. В противном случае рано или поздно мы рискуем оказаться на дне мусорного океана.

Фото автора

* * *

Мусоровозы отдельно транспортируют отходы с таких адресов, как:

• ул. Спортивная–5,

• ул. Энергетиков,

• мкр. 2–66,

• мкр. 2–95,

• мкр. 2–105,

• мкр. Западный–13,

• ул. Маяковского–13,

• ул. Ленина–100,

• ул. Ленина–104,

• мкр. 1А–16А.

Автор текста: Влад ШАБУРОВ   Автор фото: Влад ШАБУРОВ

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии