«Помогите найти ребенка, ушел из дому и больше не вернулся…» - такими призывами пестрят ленты новостей и социальные сети в интернете. За год в России пропадают больше 15 тысяч подростков, об этом сообщают сотрудники МВД. В Югре статистика не менее печальная. Заявления от обеспокоенных родителей поступают в полицию ежемесячно. Близкие живут одним ожиданием. И только представьте, что иногда искать приходится уже погибшего ребенка…
Всю прошедшую неделю в Югре продолжались поиски Кирилла Каримова из Нижневартовска. Осенью прошлого года он вместе с другом провалился под лед на одной из рек. Еще одна трагическая новость пришла от спасателей МЧС в эти дни. В среду в одном из родовых угодий Лянтора мужчина случайно обнаружил тело маленькой девочки. Как выяснилось, она играла на озере возле юрты и в какой-то момент ушла под рыхлый лед. Малышке было всего четыре года.
К счастью, такие трагические ситуации в практике поисковиков случаются нечасто. Многие подростки возвращаются домой живыми и невредимыми. Накануне Международного дня памяти пропавших детей, который отмечался 25 мая, журналисты «Сургутской трибуны» пообщались с руководителем отряда по поиску детей Андреем Аиткуловым.
Следуй за мной
- Андрей, сургутяне отзывчивы к чужой беде или волонтеров достаточно трудно отыскать?
- Наш отряд был создан 4 декабря 2015 года. Мы занимаемся поиском не только пропавших детей, но и взрослых. По нашим подсчетам, за год через нашу организацию прошло порядка 70 заявлений. Есть у нас, конечно, основной костяк. Это десять человек, которые всегда готовы отозваться на призыв о помощи. Все остальные волонтеры, не сказать, что случайные люди, но им интересна эта деятельность в течение нескольких месяцев, а потом приходят все реже. Все-таки это занимает много времени.
- Насколько это сложно - найти человека, есть выработанный алгоритм действий?
- Процесс выстроен уже давно. Либо к нам приходит заявка от людей, у которых пропал ребенок или уже взрослый родственник. Либо мы самостоятельно через социальные сети выходим на родственников, которые призывают о помощи. И третий вариант - к нам могут обратиться сотрудники полиции, с которыми мы тесно сотрудничаем. После этого мы находим контакты родственников, я с ними связываюсь, чтобы была возможность составить ориентировку о пропавшем человеке. После того как родственники дают согласие на распространение информации, мы выкладываем ориентировку в социальных сетях, потому что там очень большая посещаемость. Тысячи людей, если не больше, могут увидеть, что тот или иной человек потерял связь с родственниками и считается пропавшим без вести. Мы есть практически во всех популярных социальных сетях России. Все ресурсы стараемся задействовать.
Понятно, что есть места, где мог быть замечен этот человек, – там, где он жил, работал или проводил много времени. Перво-наперво во всех этих местах размещаем ориентировки, чтобы люди смогли их увидеть и, если владеют какой-то информацией, сообщили по телефонам полиции, родственников и нашего отряда. Далее информацию распространяем в местах большого скопления людей, у нас в Сургуте это авто- и железнодорожный вокзалы, торговые центры. И затем дальнейшие указания идут к нам только от полиции. Если у них появляется информация, что человек был где-то замечен, то мы отрядом выезжаем в данную местность и осматриваем ее. Заходим в магазины, парикмахерские и спрашиваем, видели ли они сегодня такого человека. Таким образом выстраивается примерный маршрут того человека, который пропал, и по нему идет наш отряд.
- Куда уходят дети? На опыте вашей личной работы можете привести примеры, по каким причинам подростки чаще всего терялись?
- В нашей практике случаев, когда ребенок самостоятельно уходит из дома, - большинство. В больших городах бывает, что детей крадут или они просто потерялись в мегаполисе. У нас в Сургуте такие случаи крайне редки. Самая распространенная причина – ребенок своевольно и даже специально уходит от родителей. Случается это из-за ссоры с мамой и папой, либо просто в силу возраста хочется каких-то приключений. Бывали случаи, когда ребенок просто забывал предупредить родителей, что он после школы пойдет в гости к друзьям. Не вернулся после учебы, а семья уже пишет заявление в полицию. Информация доходит до нас. Когда мы начинаем помогать, выезжаем на поиски, выясняется, что ребенок в 9 часов вечера вернулся домой. Дети из Сургутского района приезжают в Сургут, чтобы погулять по большим торговым центрам или увидеться тут с друзьями по школе. А дома начинаются поиски.
- Сейчас в Югре ищут детей, которые провалились под лед… Вашему отряду приходится сталкиваться с такими трагическими ситуациями?
- Наша основная обязанность - это помощь именно полиции в поиске пропавших людей, и если нужно, мы, конечно, иногда выезжаем на поиск за город. Но мы стараемся выезжать в теплый период, когда еще нет большого снега. Потому что у нашего отряда нет нужного оборудования, чтобы пройти в труднодоступных местах, по снегу. И чтобы нырять под воду - тоже, этим МЧС занимается. А вот пройти по побережью - это да, мы такое практикуем. Здесь мы помогаем полиции по возможности.
Вернуть радость в семью
- Почему вы лично приняли решение заниматься волонтерской деятельностью по поиску людей?
- Если честно, изначально, когда только создавался отряд, я полностью не отдавал себе отчета, чем я буду заниматься. Когда начинал двигаться в этом направлении, просто был большой интерес к новой для меня деятельности. В свои школьные годы, студенчество я всегда активно принимал участие в спорте, творческих направлениях. Здесь предложили заняться новым проектом. А когда я уже окунулся в эту сферу, то осознал, что делается это не для галочки, что это не дело одного дня. Сегодня позанимался, а завтра перестану. Это серьезная и долгосрочная работа. Миссия отрядов приносит пользу не только нашему городу, но и всей стране.
Проблема пропажи людей сегодня актуальна. Наш отряд – это часть Всероссийской ассоциации по поиску пропавших детей. И когда понимаешь, что только за один год в России несколько тысяч мальчиков и девочек объявляются пропавшими без вести, то становится страшно. Поэтому, когда предложили заняться такой деятельностью, я понял, что это будет интересно и полезно для нашего города. У нас есть группа в социальной сети «ВКонтакте», там часто пишут слова благодарности. Причем делают это не только родители или семьи, которых коснулась эта беда, но и жители города, которые неравнодушны к этой проблеме. Приятно осознавать, что мы работаем не зря. Вначале о нашем отряде никто не знал, а сейчас, спустя год, я уже могу сказать, что много кто наслышан о нас. Бывают и такие случаи, что нам звонят даже быстрее, чем обращаются в полицию. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к сургутянам: мы рады видеть в наших рядах каждого, кто желает помогать нам волонтерской деятельностью.
Памятка для родителей от Фонда развития системы поиска пропавших детей
- Ребенок должен знать наизусть номер телефона кого-то из родителей, домашний адрес.
- Помните, что часто дети погибают в природной среде. Научите ребенка поведению на воде в пляжный сезон, а в холодное время остерегайте от прогулок вблизи водоемов.
- Повторяйте ребенку, что он не должен никуда уходить с чужими людьми.
- Если считаете, что ваш ребенок потерялся, немедленно обращайтесь в полицию. Не теряйте время. Безопасность детей в руках взрослых.
Вступить в ряды волонтеров или попросить о помощи можно в группе «Поиск пропавших детей - Сургут» в социальной сети «ВКонтакте». А также по другим контактам: телефон +7(932)400-78-33; е-mail: surgut@poiskdetei.ru
Опубликованных комментариев пока нет.