Студентка Югорского госуниверситета Светлана Еприна, представительница Югры на международном конкурсе «Мисс студенчества Финно-Угрии – 2021», получила титул «Мисс зрительских симпатий». Девушка-улыбка рассказала о себе и своей семье.
Девушка-улыбка – так называли югорчанку на конкурсе за ее веселый нрав и не сходящую с лица очаровательную улыбку. Казалось, что наша Света светится от счастья и радости. Она замечательно пела, делала обереги, дефилировала. Ее полюбили зрители и жюри.
Сшила бабушка платье
Ее предки по отцовской линии, шурышкарские ханты Еприны, занимались кочевым оленеводством на Ямале, позже осели в деревне Евригорт на реке Сыня. Это благодаря им Светлана знает национальные традиции и язык своего народа.
– Бабушка Акулина и дедушка Михаил осели в Овгорте. (Овгорт включает в себя восемь деревень по реке Сыня, в том числе и Евригорт. – Ред.). Бабушка была рукодельница, сама шила одежду себе и всем домочадцам. Одинаково хорошо управлялась с оленьими шкурами и жилами, тканями и нитками, делала украшения, кисы, верхнюю одежду и легкие платья, – говорит Светлана Еприна. – Моего дедушки Михаила не стало, когда я еще была совсем маленькой, но хорошо помню, что он был рыбаком. А бабушка Акулина последние годы жила с нами. Она носила хантыйские косы (искусственные косы из нитей, украшенные монетками или серебряными оберегами) и самошитые платья с национальными узорами и плохо говорила по-русски, мне приходилось общаться с ней на хантыйском, поэтому я знаю родной язык.
Одно из платьев, сшитых бабушкой Акулиной, было на конкурсантке во время испытания. Стоит отметить, что Светлана во время конкурса продемонстрировала пять платьев, два из них привезла с Ямала, остальные пошиты местными мастерицами. По ее словам, орнаменты шурышкарских ханты отличаются от местных, более того, различен и покрой платьев.
Три тарелки
– Наш род Еприных старинный. «Епр» переводится как «одинокий волк». Хотя мои родители Владимир и Алена не ведут образ жизни кочевых ханты, они чтят некоторые обычаи своих предков.
Основная древняя традиция, которую соблюдают Еприны, – почитание умерших предков.
– Мы посещаем кладбище, собираясь вместе с родственниками. Наше кладбище выглядит не так, как русское, и чужакам сюда вход воспрещен. У каждого покойного есть небольшой домик с окошком, – рассказывает о древней традиции Светлана. – Каждому пришедшему следует постучаться в домик, ведь умерший узнаёт живых по стуку. Открываем окошко и передаем туда дары: если дедушке – то рубашка, если бабушке – то ткань или платок.
По словам Светланы, родственники на костре варят рыбу и оленину, заваривают чай. Накрывают на стол, всю еду делят на три тарелки. Одну относят к домику, остальное съедают сами. На кладбище не говорят «спасибо» и «пожалуйста». Посвященный человек из рода совершает специальные обряды жертвоприношения.
Также Еприны участвуют в больших и веселых праздниках «День рыбака» и «День оленевода», обожают национальные кушанья.
– Папа – рыбак и охотник, я обожаю нашу сынскую рыбу в любом виде. Еще у нас на столе всегда оленина. Папа ездит к дальним родственникам на стойбище и привозит оленя, нам хватает мяса на зиму. В семье поговорка: «Мы не оленеводы, но оленееды». Ежегодно участвуем в Дне оленевода. Там собирается много народа и всегда очень весело.
Песни и танцы
На «Конкурсе талантов» Светлана исполнила песню «Хантыйские орнаменты».
– Это был самый сложный конкурс. Несмотря на то что я с детства занималась и вокалом, и хореографией, волнение перехватывало дух, – признается мисс зрительских симпатий. – Песня для выступления на конкурсе была подобрана сотрудниками театра «Солнце». Они помогли поставить и танец. Со мной на сцене выступали студентки Югорского госуниверситета из студии современной хореографии LIGHT IT. А песня звучала на казымском диалекте, которого я до этого не знала вообще, так как владею шурышкарским сынским диалектом, а это практически разные языки.
Наша героиня говорит, что талантлива в маму. Алена Еприна в молодости выступала в национальном хореографическом коллективе «Сыра-Сэв» – «Снежинка» (он и сейчас существует в Салехарде), а дочь отдала в ансамбль ложкарей. Светлана играла на ложках и пела на русском, хантыйском, марийском и коми языках.
– Я люблю свою малую родину, речку Сыня, ее берега, полные грибов и ягод. И свое выступление я посвящаю тебе, Овгорт, – заявляет Светлана.
Справка
Светлане Еприной 22 года. Окончила Ямальский полярный агроэкономический техникум по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», сейчас обучается в ЮГУ по направлению «Социальная работа». Совмещает учебу с работой педагогом в коррекционно-развивающем центре «Логоплюс».
Опубликованных комментариев пока нет.