Последние новости

21:49

В России расширился перечень жизненно важных препаратов

21:01

Продажи новых планшетов на Авито в Югре выросли на 43%

20:06

В России за пять лет почти в два раза выросло число точек продажи спиртного

18 апреля

Определены победители окружного фестиваля «Студенческая весна»

19:26

В Сургутском районе на майские праздники введут особый противопожарный режим

19:19

Югорчане помогут жителям Макеевки в вакцинации и стерилизации собак

18:21

В Югре обсудят реализацию концепции развития социального и молодежного предпринимательства

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

18:00

Почти 70 тысяч туристов посетили Сургутский район с начала года

17:33

Врач-реабилитолог рассказала, чем грозит работа без выходных

17:09

В нескольких поселениях Тюменской области объявлена эвакуация населения

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

16:03

В Сургутском районе научили составлять родословную семьи

15:46

В Сургутском районе готовятся к возможным паводкам

15:43

Югорчан приглашают принять участие в Международной премии #МЫВМЕСТЕ

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

Читать все новости

Мы никогда не умрем, или Реинкарнация у обских угров

Культура
20 октября 2022 10:59

Искусство, традиции, быт – все, что мы называем «нематериальным культурным наследием», не менее важно, чем материальное: памятники архитектуры, картины, керамика и прочее. Развитие науки, прогресс в корне меняет нашу жизнь. А мировоззрение народа, его верования, фольклор передаются из поколения в поколение и доживают до современности.

Фото: Анатолий Полищук


Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, бок о бок с целой цивилизацией, загадочным миром коренных народов ханты и манси. Их философия, предания, система воспитания помогли этим людям не только выжить в этом суровом краю, но и развиваться, сделать множество духовных открытий, познать природу, место человека в этом мире. Поэтому представители науки тщательно изучают традиции, творчество коренных северян. Все это находит отражение в серьезных научных изданиях, в частности в энциклопедии «Югория». Будем надеяться, и в готовящемся многотомном труде «Академическая история Югры» культурное и нематериальное наследие ханты и манси займет достойное место.
Мы же сегодня поговорим о мировоззрении коренных народов, об обрядах и традициях, которые связаны с представлениями о жизненном круговороте: о жизни, смерти, душе, о значении имени. У нас в округе работает Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, предназначение которого – дать возможность самим носителям языка изучать свою традиционную культуру, этническую историю, нематериальное культурное наследие, и в статье мы будем опираться на работы его исследователей.

Что в имени моем
Как появились имена у коренных народов, как давали имена детям? Известный мансийский филолог Евдокия Ромбандеева пишет, что в древности манси не имели личных имен, обходясь в общении друг с другом терминами родства: ома – мама, атя – папа, уси – старше меня сестра, эсь йигкве – моложе меня сестра, апсикве – брат моложе меня, котьль увси – средняя сестра, нюссумнэ – женщина со стороны сватов, нюсум – мужчина со стороны сватов.
Кроме этого, манси употребляли имена, присваиваемые человеку по местожительству, местонахождению его дома в селе и другим приметам. Такие имена носили главы семьи – мужчины и женщины-вдовы с добавлением слов: ойка – мужчина, господин; эква – женщина, госпожа; алйовл ойка – мужчина (господин), живущий (в деревне) выше по течению; мисын эква – женщина (госпожа), имеющая корову и т. п. Так же обстояло дело и с имянаречением детей: алйовл ойка мань аги – младшая дочь мужчины (господина), живущего (в деревне) выше по течению; пувлах ойка пыг – сын мужчины (господина) из (деревни) Пувлах и т. д. Личные имена современных манси являются по происхождению христианскими, заимствованными из русского именника.
Что интересно, ритуал имянаречения ребенка (об этом писала и Евдокия Ромбандеева, и другие исследователи) был связан с верованиями коренных народов в реинкарнацию – перевоплощение душ. В частности, у ханты и манси существовал обычай не давать одинаковые имена детям в одном селении, так как они верили, что из двух людей, имеющих одинаковые имена (души) и живущих в одном селении (раньше, очевидно, в пределах одной генеалогической или родовой группы), один должен умереть.
В книге Татьяны Волдиной «Долгой жизни вековечный танец: реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров» рассказывается, например, что коренные северяне могли назвать ребенка тем же именем, что и предка, который реинкарнировался в младенце. Но предпочтительнее было ему дать другое имя.

«На Ямале в честь умершего нельзя давать имена, одинаковые имена тоже не приняты у близких», – говорит представительница ханты, чья цитата приведена в монографии.
бубен.jpg

Откуда в мир душа приходит
Как ханты узнавали, что в скором времени предок воплотится в их семье? В первую очередь через сон. Это то время, когда наше сознание отдыхает, а через подсознание (о котором эзотерики, шаманы и ясновидящие говорят, что оно все знает: прошлое, будущее и настоящее) человеку идет информация из загробного мира. Именно там обитают и ушедшие души, и те, кто готовится появиться на нашей планете вновь.
В книге Татьяны Волдиной есть такое свидетельство:
«Будучи беременной старшей дочерью, я наяву увидела умершую дальнюю родственницу, красиво одетую. Она перешла мне дорогу. Я, естественно, испугалась, зная о том, что она умерла. Пожилые женщины успокоили меня, пояснили, что у меня будет дочь и эта женщина в ней воскреснет. Так и получилось. Моей дочери передались все качества ее характера».
Обряд «хватания души»
Но, как свидетельствуют сами ханты и манси, нужно было не просто перевоплотиться в семье, а чтобы новые родственники знали, чья душа ныне живет в новорожденном («вместо кого он родился» – так говорят об этом северяне). Поэтому перед тем, как дать имя младенцу, и проводится обряд по определению души. И правильно ли прошел он, доказывалось очень просто.
Если обряда по определению воскрешенной души не было или он был проведен неправильно, то ребенок плакал. Причем плакал до тех пор, пока его новые (или старые) родственники не узнают, чья же душа воплотилась. То есть обряд «хватания» нужно было провести повторно.

угры.jpg

Память о прошлой жизни
В монографии Татьяны Волдиной говорится, что память о прошлой жизни, по свидетельству казымских ханты, сохраняется у маленьких детей, которые могут начать рассказывать со слов «Когда я был большой». Коренные северяне считают, что ребенок помнит свою предыдущую жизнь до появления зубов. В это время он близок к миру духов, видит их и часто общается с ними.
Говорят, «он все-все знает», ему даже можно помолиться. Но, вырастая, все забывает.
Приведем в пример один случай. Полуторагодовалая девочка не шла ни к кому на руки, кроме самых близких. Но однажды в дом приехал дальний родственник, душа жены которого возродилась в этой маленькой девочке (что определила знающая женщина). Увидев мужчину, ребенок бросился к нему и крепко обнял за шею, на что тот сказал: «Верю, верю: это она».
Кстати, принципы реинкарнации не жесткие. Душа, как считают некоторые коренные северяне, может воплотиться и не у представителей своего же народа. По верованиям ханты, у человека даже не одна душа, а несколько сущностей разного характера. И каждая после смерти уходит в свой мир. Та же, которая должна воплотиться в физическом (нашем) мире, может покинуть человека даже раньше его физической смерти – вселиться в нового хозяина. Подробнее об этом мы расскажем как-нибудь потом.
Конечно, нам интересны эти представления обских угров о реинкарнации в первую очередь в контексте духовной культуры, мифологии, фольклора северян. Имея представление об этом, проще понять традиции, психологию коренных народов. Почему, например, ханты скальпировали врагов? Чтобы лишить тех возможности реинкарнироваться и в следующих жизнях нанести вред победившим. Да и представление о том, что ты возродишься в своем роду, в своей семье, пусть и через поколения, придавало ответственности человеку перед родителями, детьми. Давало дополнительный стимул активнее работать на благополучие семьи, потомков. Для большинства россиян, воспитанных на книгах писателей с христианским мировоззрением, Тургенева, Достоевского, Толстого, призывавших любить ближнего, это чувство ответственности перед обществом знакомо: наши писатели учат, что нужно быть в этой жизни хорошими людьми, чтобы найти путь в жизнь вечную. В реинкарнацию можно верить или не верить, но это дает повод погрузиться в интереснейшую философию, культуру, фольклор коренных народов Севера.

0
0
0
0
0
avatar

Анонимный пользователь

22 октября 16:35

Если кол-во народа растёт, то откель берутся новые души для тел?<br>В ком душа Адама, как узнать?

22 октября 16:35
avatar

Анонимный пользователь

22 октября 16:35

Если кол-во народа растёт, то откель берутся новые души для тел?<br>В ком душа Адама, как узнать?

22 октября 16:35

Последние новости

21:49

В России расширился перечень жизненно важных препаратов

21:01

Продажи новых планшетов на Авито в Югре выросли на 43%

20:06

В России за пять лет почти в два раза выросло число точек продажи спиртного

18 апреля

Определены победители окружного фестиваля «Студенческая весна»

19:26

В Сургутском районе на майские праздники введут особый противопожарный режим

19:19

Югорчане помогут жителям Макеевки в вакцинации и стерилизации собак

18:21

В Югре обсудят реализацию концепции развития социального и молодежного предпринимательства

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

18:00

Почти 70 тысяч туристов посетили Сургутский район с начала года

17:33

Врач-реабилитолог рассказала, чем грозит работа без выходных

17:09

В нескольких поселениях Тюменской области объявлена эвакуация населения

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

16:03

В Сургутском районе научили составлять родословную семьи

15:46

В Сургутском районе готовятся к возможным паводкам

15:43

Югорчан приглашают принять участие в Международной премии #МЫВМЕСТЕ

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

Читать все новости