О животных, которые приближали День Победы вместе с людьми, рассказала автор проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили», заведующая музеем «Отражение» из Талинки (Октябрьский район) Ольга Стыцюк.
Четвероногие саперы
– С древнейших времен люди в сражениях использовали лошадей, верблюдов или даже слонов. А вот о собаках и кошках, которых привыкли называть своими меньшими братьями и с которыми мы ежедневно общаемся, думаем только как о ласковых и преданных друзьях. Между тем пушистики внесли огромный вклад в победу Красной армии над фашистами, – говорит Ольга Стыцюк.
Считалось, что территория, проверенная собакой, более безопасна, чем осмотренная человеком. Все дело в нюхе: псы распознавали запах взрывчатки в пластмассовых, картонных, деревянных и других емкостях, в отличие от миноискателей-саперов, которые могли обнаружить мины только в металлических коробках.
– Овчарка-миноискатель Миг только в Лужском районе нашла 34 противопехотных мины в деревянных упаковках. Хорошо известен пес Джульбарс. Благодаря его отличному чутью было обезврежено 7 468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии, – продолжает Ольга Стыцюк. – Шотландский колли Дик за час до момента взрыва обнаружил 2,5-тонный фугас с часовым механизмом, заложенный в фундаменте Павловского дворца. За годы войны он обнаружил 12 тысяч мин.
Дина Волкац
Когда Дину Волкац призвали на войну, у нее была корочка инструктора по собаководству Осоавиахима, поэтому девушку отправили дрессировать собак и параллельно доучиваться в школе служебного собаководства «Красная звезда». Дина служила командиром взвода дрессировщиков-минеров 37-го отдельного батальона разминирования. Это она выдрессировала знаменитого Джульбарса и первую собаку-диверсанта Дину.
Осенью 1943 года диверсантка пустила под откос военный эшелон с солдатами и горючим, выведя из строя большой участок железной дороги. Она выскочила на рельсы перед приближающимся немецким поездом, оставила взрывчатку, зубами выдернула чеку и вернулась к минерам. После этого случая Волкац наградили орденом Красной Звезды за подготовку собак-диверсантов.
Собаки-бомбы
Конец 1942 года, Сталинград. Морозную тишину разрывает рев немецких танков, которые идут в наступление. Неожиданно перед головной машиной появляется собака с каким-то предметом на спине. Обозреватель, находящийся в танке, не придает этому особого значения. Тем временем собака бросается под днище, через несколько мгновений танк останавливается, а из-под его гусениц вырывается сноп огня. Это специально надрессированная собака с привязанной к ее туловищу миной подорвала очередной немецкий танк.
Советские солдаты называли их собаками-бомбами, а фашистские – противотанковыми собаками. Они за время войны ценой собственной жизни уничтожили 300 единиц вражеской боевой техники. Наиболее известен подвиг 28-го отдельного отряда собак в оперативном подчинении 10-й стрелковой дивизии НКВД. В боях за Сталинград они уничтожили 42 танка и 2 бронемашины.
С 1942 года псов-взрывников использовать перестали, потому что немецкое командование отдало распоряжение всем, включая летчиков люфтваффе, убивать любых собак, попадающих в поле зрения.
Тюменские кошки спасали Ленинград
Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение бомбардировки, активно выражали беспокойство и таким образом предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности.
Большую роль они сыграли в блокадном Ленинграде: голодающие жители окруженного города съели почти всех животных. Когда кошек не стало, крысы размножились и заполонили город. Их полчища блокировали движение трамваев, нападали на людей, уничтожали в Эрмитаже полотна великих мастеров.
Поэтому в Ярославской области были собраны и привезены в Ленинград четыре вагона кошек. Из Сибири на борьбу с хвостатым врагом было вывезено около 5 тысяч крысоловов. Тюменцы отправили в город на Неве 238 животных. В память об этом событии в Тюмени открыли Сквер сибирских кошек. Здесь установлены 12 скульптур, отлитых из чугуна и покрытых золотой краской.
В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота, поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налеты вражеской авиации. Командование батареи ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата присматривать за ним.
«Мыши-партизаны»
О «мышах-партизанах» мы узнали из воспоминаний чиновника Третьего Рейха Пауля Шмидта (Кареля), который после войны написал несколько популярных книг о Второй мировой войне.
Техника 204-го танкового полка стояла, замаскированная в камышах и практически недвижимая. Танки находились в глубоких окопах, защищенные от мороза соломой. Экипажам не удалось убедить начальство в том, что механизированные части должны гонять свою технику даже в периоды отдыха, для чего требуется горючее. Его они не получили, а потому проверять двигатели не могли. Когда прибыл срочный приказ и танки пришлось поспешно выводить из окопов, удалось завести моторы только у 39 из 104 машин. На марше вышли из строя еще 34: у них заглохли двигатели, у многих не поворачивались башни. Мыши, которые зимовали в соломе, пробрались внутрь танков в поисках пищи и съели резиновую изоляцию проводов. В результате перестала работать электрика – отказало зажигание, стало невозможно изменять углы горизонтальной и вертикальной наводки башенных орудий. Несколько танков загорелось из-за коротких замыканий.
Победа в Великой Отечественной войне далась нашей стране нелегко, на борьбу с врагом встали не только люди, но и животные, которые разделили со своими хозяевами все тяготы и невзгоды. Боевые питомцы спасли тысячи человеческих жизней и помогли приблизить долгожданный День Победы.
Опубликованных комментариев пока нет.