В природном парке Нумто появились сразу несколько социальных объектов. Это стало возможным благодаря партнерским отношениям компании «Сургутнефтегаз», администрации Белоярского района и представителей коренных малочисленных народов Севера. Недропользователи установили пункт обогрева для ханты, а также спонсировали возведение в деревне Нумто часовни и клуба с визит-центром.
Небольшая деревня Нумто располагается в Белоярском районе Югры на берегу священного озера с одноименным названием. Несколько десятков домов, в которых прописаны чуть больше двухсот человек, хотя по факту постоянно проживающих гораздо меньше, что неудивительно, ведь народ много времени проводит на своих стойбищах. Жизнь течет размеренно, люди занимаются традиционным промыслом, готовят в домах пищу по старинным рецептам. В свободное время матери с малых лет приучают девочек к рукоделию, самое же любимое увлечение для одаренных мальчишек - резьба по дереву и кости. Жизнь здесь течет своим чередом, хотя еще совсем недавно в деревушке кипела работа: возводили часовню и клуб.
- Весной этого года в деревню Нумто компания «Сургутнефтегаз» завезла стройматериалы. Мы распределили работы и приступили к ним, - рассказывает директор подрядной фирмы ЗАО «Китеж» Сергей Мельников. - Кто-то занимался строительством клуба, кто-то церкви, другие делали фундамент под будущие дома.
Екатеринбургская строительная компания «Китеж» занимается возведением деревянных зданий во многих уголках страны, но деревню Нумто Мельников считает уникальной. Говорит, что пока в других регионах многие стройки замораживаются, здесь деятельность ведется по всем фронтам, «социалка» развивается стремительно, а Сургутнефтегаз и власти Белоярского района расплачиваются за проделанную работу день в день. Кроме того, к строительству зданий и сооружений привлекаются местные жители. Ханты в прошлом году выразили желание возвести самостоятельно дом. В компании пошли навстречу, обеспечили инструментами, обучили. В этом году аборигены уже пожелали принять участие в строительстве часовни и клуба. Многое сделали своими руками, понадобилась помощь лишь одного специалиста «Китежа», которого, впрочем, уже тоже можно назвать местным.
- Ханты занимались по большей части возведением храма. Практически все было сделано их руками. Мы привлекли только одного нашего специалиста по дереву, так как были довольно сложные конструкции. В итоге наш работник женился на местной девушке, прописался в деревне. Где и живет сейчас, поэтому можно сказать, что теперь он тоже из местных, - улыбается Сергей Мельников.
Так в деревне появилась своя часовня, а старый клуб уступил место новому, более функциональному, где разместился визит-центр — это отдельное помещение, в котором посетители смогут узнать информацию о природном парке Нумто. Его, к слову, уже облюбовала жительница Белоярского района Наталья Вылла. Здесь она сделала небольшой музей. Среди экспонатов - предметы утвари коренных народов, поделки и многое другое.
- Буду показывать все это местным ребятишкам, рассказывать о традициях народов Севера, чтоб не забывали о своих корнях, - говорит Наталья Ивановна.
В следующем году в деревне Нумто планируют построить еще четыре деревянных дома. Расходы Сургутнефтегаз и Белоярский район разделили поровну, а местные жители уже готовят инструменты. Однако в привычный для всех порядок вещей в очередной раз, и традиционно настырно, пытаются внести изменения экологи из международной организации. «Зеленые» агитаторы, раскачивая лодку, зашли на второй круг, пытаясь заручиться поддержкой коренного населения и опротестовать принятое правительством Югры «Положение о природном парке «Нумто». И местные жители уже порядком устали от действий навязчивых «экоактивистов».
- Ходят, подолгу стучат в двери, да еще и паспортные данные спрашивают, а сами вводят людей в заблуждение, - возмущается житель национальной деревни Нумто Павел Вылла. - Рассказывают, будто нефтяники нас с нашей земли выгонят и озеро заберут! Да мы как жили на своей земле веками, так и останемся, кого пугают-то? А Сургутнефтегазу мы большое спасибо говорим, что поселок наш так изменился: и дома появились новые, красивые, клуб, визит-центр парка, часовня. И работа для людей, ведь многие трудоустроились в компанию.
Камень преткновения все тот же - зонирование природного парка «Нумто». Изменение схем власти согласовывали с коренными жителями, эта работа была выполнена в соответствии с законодательством. Удалось устранить все противоречия для сохранения природной среды и традиционного уклада жизни казымских ханты и лесных ненцев. Территорию, где разрешена хозяйственная деятельность, существенно сократили. А само озеро Нумто, которое местные жители считают священным, и земли вокруг него и вовсе неприкосновенны для любого производства - это зона охраны объектов культурного наследия.
- Работая в парке, Сургутнефтегаз уже давно установил первоочередной задачей минимизировать свое воздействие, сохраняя и природу, и традиционный уклад жизни аборигенов. Мы используем самые современные, экологически чистые технологии, осуществляем постоянный мониторинг и жесткий экологический контроль за своей работой, - подчеркивает начальник управления экологической безопасности и природопользования ОАО «Сургутнефтегаз» Любовь Малышкина. - Сейчас мы активно внедряем Пространственную систему принятия решений - уникальную методику для планирования природопользования, разработанную на базе ГИС-технологий Институтом лесоведения Российской академии наук.
Нефтяники отмечают, что требования к природопользователям в парке ужесточили. Учитывая это, Сургутнефтегаз разрабатывает новые регламенты, которые будут определять детальный порядок действий при планировании размещения объектов в природном парке и осуществлении экологического контроля. Уже разработаны макеты новых аншлагов, соответствующие принятому зонированию. Будут внесены изменения в памятку для сотрудников компании, работающих в парке. Этот проект реализуется при активном участии Натальи Выллы. Нефтяники находятся в постоянном контакте с представителями коренных народов, учитывают их желания, понимают чаяния, ищут и совместно находят компромиссы. Наверное, это главное отличие от залетных международных экоэкспертов, посещающих деревенских два раза в год, чтобы ввести в заблуждение доверчивых людей, которые принимают все, что им говорят, за чистую монету, собрать подписи и раздуть очередной скандал.
«В итоге наш работник женился на местной девушке, прописался в деревне. Где и живет сейчас, поэтому можно сказать, что теперь он тоже из местных»
Опубликованных комментариев пока нет.