Множество летних дней девятиклассник средней школы № 3 Ханты-Мансийска Данил Власов и его учитель русского языка и литературы Татьяна Михайловна Ульрих провели в стенах Государственного архива Югры: изучая главную газету региона, они уделяли пристальное внимание жалобам читателей. Не секрет, что жалоба в газету некогда был самым популярным способом взаимодействия редакции и аудитории. Но сегодня в сетованиях газетной аудитории исследователи видят не только недовольства, но массу характерных черт ушедшей эпохи.
Пролистав газетные страницы с 1937 по 1990 годы (за это время газета несколько раз меняла название: «Остяко-Вогульская правда», «Сталинская трибуна», «Ленинская правда», «Новости Югры»), исследователи Данил Власов и его научный руководитель Татьяна Михайловна обнаружили 178 жалоб. Они печатались в рубриках «Короткие сигналы», «Письма в редакцию», «Письма читателей». Все жалобы они классифицировали на следующие типы: торговля, образование, медицина, строительство, общие социальные.
Больше всего им удалось выявить жалобы, связанные с социальными проблемами, в том числе по теме культура и сфера обслуживания. Проблемы культуры отражаются в том, что работники изб-читальней, избачи, как их называли, не выполняли свои обязанности, не проводили соответствующих мероприятий. Жалобы выпускали под такими названиями: «Халтурщики»: «Обещали пьесу, задержали на 2 часа, играли скверно!» В жалобе под названием «Кому доверена изба-читальня?» мы слышим возмущение: «На роль избача в колхозе направлен прогульщик Щебляков. Вместо работы: создание стенгазет, организация работы с лодырями и прогульщиками – он пропадает в магазине, где щедро торгует его жена».
Сегодня наш округ славится культурными местами проведения досуга, но сложно представить, что буквально 50-100 лет назад с этим были огромные трудности. Даже если такие места были, то их работники зачастую не выполняли свои обязанности: кино показывали редко, не проводились мероприятия, изба-читальня постоянно была на замке. В сфере обслуживания обнаружены жалобы на обслуживании в столовых, сырые продукты, хамство официанток и поваров. Например: «Официантки работают в грязных халатах, в обиходе только 9 вилок» или «Табачный дым, холод, грязный стол, грубые окрики официанток – вот обстановка в столовой ГОРПО Ханты-Мансийска. Заведующая столовой не выполняет постановление правительства по трудовой дисциплине, за полчаса до закрытия не обслуживают».
Жалобы под общим названием «Торговля» по своей популярности - на втором месте. Люди заботились о качестве продуктов и товаров, которые покупали. Они не хотели приобретать сырой хлеб, жаловались на антисанитарию в пекарнях, на недобросовестных работников торговой сферы, которые товар получше сбывали под прилавком. Очень интересные и звучные названия у этих жалоб: «Грубиянка; торговля без гарантий», «Грубое нарушение кооперативной демократии», «Пекарня или прачечная?» («Батовское сельпо не имеет специального помещения под пекарню. Хлеб пекут в помещении, где потолок покрылся грязью, тут же стирается и просушивается бельё (санитарная комиссия обходит молчанием этот факт» или «хлеб сырой, пересолен, в нем целые куски нерастертой картошки»), «Ну как не порадеть родному человечку»: «Заведующий фермой и заведующая магазином решили привезённые в магазин валенки раздать родственникам. В результате люди сидят в помещении в тёплой обуви, а на лесозаготовках, возле леса, рубки дров – валенок не получили».
Следующая насущная тема – «Образование». Удивительно, что при нехватке учебных пособий, учителей, добросовестных работников образования, дети хотели учиться и преодолевали все трудности. Названия определяют образовательные проблемы: «От слов толку мало» (о ликвидации безграмотности — одни разговоры, обучение взрослых грамоте не организовано), «Пионервожатый бездельничает», «Не повторять прошлогодние ошибки»: «Школа не готова к приёму учащихся, ремонт проведён наспех, директор находится в отпуске». Читатели негодуют: мало учебников, парты не исправлены, окна не отремонтированы; учителя не получают зарплату, школа содержится на средства заведующего.
Медицина всегда волновала жителей Югры. К сожалению, даже в детских отделениях не соблюдались соответствующие требования к больным. В дальних деревнях не хватало медикаментов и медицинских работников (частая ситуация: открыли медпункт, но не выдают денег для закупки медикаментов или «медицинским работникам п. Погорельск не выплачивают заработную плату за июнь-июль 1939 года. Они находятся в плохих жилищных»). Вот какие заголовки у таких жалоб: «Очень острый сигнал», «Унтер Пришибеев в юбке»: «В детской палате окружной больницы медсестра кричит на детей и даёт оплеухи детям от 1,5 лет. Одна мама ей сделала замечание, но медсестра ей ответила: «Убирайся вон, дура. Сходи и полечись, если у тебя ума нет». Судя по жалобам, медицинские работники нередко усугубляли положение больных: антисанитария. Тесные палаты. Грязные комнаты, нет вентиляции, нет теплой уборной; врач появляется на работу в пьяном состоянии, он не оказывает никакой помощи.
Темы «Строительство» в жалобах касались тоже часто, люди хотели, чтобы строили качественное жильё, облагораживали парки: «Бесхозяйственность», «К строительству дороги не готовятся»: «Исполком райсовета не организовал подготовительных работ по строительству дороги. Такая политика откладывания дела в долгий ящик может привести к серьёзным затруднениям в строительстве дороги».
В отдельный тип жалоб исследователи тему, связанную с моральным обликом человека: пьянство на работе, халатное отношение к своим обязанностям, иждивенчество.
Жалобы приходили в газету по поводу пьянства работников разных сфер. Не боялись даже писать о руководстве: «Директор-прогульщик», «Почему не уволен прогульщик?», «Пробудите совесть», «Иждивенцы», «Об одном бюрократе». Названия говорят сами за себя, обвинительные заголовки обличают моральный облик недобросовестных жителей. Например, «председатель плохо руководит колхозом, нет борьбы за выполнение государственных заданий. 9 рыбаков не выполняли свои обязанности». Или «приёмщик несвоевременно принимает рыбу от рыбаков. Она занимается обвешиванием рыбаков. Оказывается недостача 111 кг на каждую тонну».
Общие насущные проблемы, которые объединяют все типы жалоб, следующие: антисанитария, непригодность помещений, нехватка профессиональных работников, плохое качество еды, особенно хлеба («хлеб продаётся всегда сырой и чёрствый», «больше чем полмесяца выпекают недоброкачественный хлеб: сырой, непромыщленный, с комками муки. Продавцы не принимают плохой хлеб, покупатели остаются без хлеба»), недостаток финансирования, плохое выполнение работы, некомпетентная организация. Немало жалоб на плохую связь и доставку почты: в жалобе под названием «Улучшить работу почтовых катеров» рассказывается о больших простоях катеров по неисправности, жители с. Батово сетуют: «с 5 по 29 августа не видели ни одной газеты», жители Самаровского района: «Телефонная линия не работает, а деньги за разговор берут (21 руб.) за 10-минутное мучение у аппарата». Или в жалобе «Нет заботы о кадрах»: стены в бараках покраснели от сырости, грязь непролазная, культурное обслуживание рабочих не налажено, среди рабочих пьянство и хулиганство.
О работе общепита: «в столовой в супе, котлетах и компоте попадаются волосы и тараканы. Клиенты просиживают за столом по часу в ожидании, официанты в грязных халатах с неприбранными волосами».
О бане: «Небольшой дом с сгнившими стенами, печь закопчённая, ремонт не делают, цены на баню поднимают».
О культурном досуге: «Единственный красный уголок закрыли, его отдали под квартиры рабочим, культурный досуг не организован», «Ханты-Мансийский кинотеатр резко ухудшился: механик куда-то сильно торопится, кадры сменялись с такой скоростью, что ничего нельзя было разобрать».
О благоустройстве: «В этом году в Ханты-Мансийске было высажено две тысячи деревьев и кустов. Сейчас их осталось не более одной трети. Зелёные насаждения уничтожаются животными, истребляются детьми. Всё это творится под боком у поселкового совета, который проявляет неуважение к своему же решению».
О работе речфлота: «За первый месяц плавания судно превратилось в развалину, в разбитое корыто. Всюду грязь, сажа, смешанная с нефтью. В машинном отделении инструменты валяются где попало. Грязь – спутник расхлябанности, командир часто засыпает на рабочем месте, посадил судно на мель, вытаскивали 12 часов».
Интересно, что самое большое количество жалоб приходится на 1937 год. Только 7 лет прошло с года основания округа. Все сферы жизнедеятельности начинают зарождаться, строятся дома, самые непритязательные, потому что много переселенцев в эти годы въезжают на Югорскую землю. Строятся школы, но не хватает материалов, рабочих рук.
Спад количества жалоб происходит к 1940 году, потому что все жители помогают в борьбе против фашизма, работают на заводах, делают всё возможное для фронта. Личный комфорт оставляют позади. Но что интересно: в 1941 году снова увеличивается количество жалоб, особенно в социальной сфере. Например: «Каждый работник тыла, если желает скорой победы, должен трудиться не жалея сил. Однако есть люди, которые саботируют выполнение хозяйственно-политических планов. Председатель колхоза и бригадир пьянствуют и за месяц не сдали ни одного килограмма рыбы».
К концу Великой Отечественной войны в 1945 году, когда враг уже был отброшен в Европу, люди перестали активно жаловаться, восстанавливая общими усилиями разрушенную страну.
Увеличение жалоб вновь наблюдается в 1955 году, после Великой Отечественной войны уже прошло 10 лет, появилось желание получать образование, ходить в кино, театры, покупать хорошие продукты и одежду, строить благоустроенное жильё. Были доступны зарубежные газеты и журналы. Люди стали больше узнавать о разных сферах жизни, поэтому жалобы увеличились.
Десятилетие с 1980 по 1990 годы в стране ознаменовалось окончанием «холодной войны» и началом распада социалистического лагеря (который завершился уже в начале 1990-х). Среди ключевых событий этой эпохи — война в Афганистане, перестройка в СССР, катастрофа на Чернобыльской АЭС. Количество жалоб значительно уменьшается, уровень жизни повышается, строятся дома, огромное влияние на общество оказывает телевидение. В 1990 году заканчивается период перестройки, происходит всесторонняя демократизация, поэтому в 1990-е годы наблюдается небольшое повышение числа жалоб в газету.
Исследователи надеются вернуться к теме и проанализировать жалобы, которые приходили в газету после 1990 года. Интересно, как изменились требования жителей округа к этому времени...
Фото: Остяко-вогульск.рф
Опубликованных комментариев пока нет.