89.6249   $ 73.9968





×
Общество
0

На крыльях Югры

Взгляните на карту нашего округа – своими очертаниями он напоминает большую птицу, которая, раскинув крылья, летит во времени и пространстве. И несет нас всех, и тех, кто родился здесь, и тех, кто когда-то приехал в наш округ. Эта птица даже может приземлиться и переждать непогоду. Но потом обязательно снова поднимется в небо и продолжит полет.

Такое, казалось бы, очевидное, но неожиданное для меня сравнение я услышал совсем недавно от педагога ЦМДО, лидера местного отделения организации «Спасение Югры» Анны Изюмовой.

– Когда-то, еще 91 год тому назад, никакой такой птицы не было… – возразил я, все еще удивленный настигшим меня образом.

– Она была всегда, просто о ней особенно не знали. Но она кормила всегда – грибами, ягодами, рыбой, а пушнина была одной из основ бюджета государства Российского.

Сейчас Югра, превратившись в крупнейший энергокомплекс страны, питает всю страну.

И, конечно, к ней нужно относиться бережно. Очень хочется, чтобы в этом столетии люди все больше думали о будущем планеты, о сохранении себя как вида. И поскольку мы находимся в самом центре России, то от нас и должно начинаться это движение.

Знаете, в юбилей человеку принято желать здоровья, так и нашей Югре тоже хочется пожелать здоровья – зеленого, полноводного, с биологическим разнообразием, многообразием культуры и традиций живущих здесь народов. Которые бы передавались от поколения к поколению в естественном виде. И культура, и производство – все должно развиваться, но подходы к задачам развития должны быть ответственными. Важно, чтобы все было максимально сбалансировано.

Когда мы говорим о перспективах развития экономики, я думаю, не совсем верно опираться на один только энергетический комплекс. Надо искать и новые возможности, и помнить о том, как эта земля раньше жила. Как бы хотелось, чтобы нашлись новые механизмы, которые вернут на нашу землю оленеводство и рыбный промысел в уже подзабытых объемах и масштабах.

– Наверное, этот вопрос, об альтернативе, вы часто задаете представителям власти?

– Я задаю регулярно и слышу разные ответы. В зависимости от того, какая сфера деятельности им ближе.

– Вы говорите и о культуре, и о производстве как о чем-то одинаково важном. А как для вас начиналось погружение в народную культуру?

– Безусловно, это одинаково важно. Я очень часто чувствую, что какие-то вещи, о которых я даже не догадывалась, присутствовали в моей жизни с самого раннего детства. И сейчас даже не скажу, воспитывали ли меня специально или мы просто жили в этой среде, как-то воспитывая друг друга. Сейчас, читая различные исследовательские работы, ученые монографии, я понимаю, что все это я видела своими глазами.

Бабушка по утрам заплеталась и надевала платочек. Простоволосая перед моим папой (своим зятем) она, наверное, никогда в жизни не показывалась. Папа с ней разговаривал редко, не называл ее по имени. Просьбы он обычно передавал через маму или через нас, детей. Но всегда интересовался, как дела у бабушки, как она себя чувствует.

Приметы были важным элементом культуры. Иногда вот так проснешься, совсем маленькая, а на подоконнике стоит банка, в ней – вилки с ножами остриями вверх. И никого в доме нет. Понятно – все ушли на покос. И для того они поставили острые предметы в небо, чтобы тучи, цепляясь за них, разрывались и не пошел дождь.

Наверное, это было нужно для психологической уверенности – небо прояснится, и сенокос принесет радость.

– Вы – человек двух культур. А когда возникла проблема самоидентификации, как вы поняли, что вы – ханты?

– До тех пор, пока не пришло время получать паспорт, я об этом не думала. Единственное, бабушка мне часто показывала свой документ и с гордостью говорила: «Видишь, я – ханты». А я с уважением думала: да, мол, ханты, Ханты-Мансийск, столица нашей малой родины…

Я все время чувствовала размах нашего края. Бескрайний Иртыш, его бесконечные просторы. У меня до сих пор живо ощущение того, что границ просто не существует – ни внутри меня, ни снаружи. Каждый человек ответственен за свое будущее, каждый должен решать, куда он движется, и определять, какой мир должен его окружать.

– А русское в вашем осознании – какую роль оно играет?

– Мне кажется, что русская культура вообще основа всего. До тех пор, пока она одна на все наши народы, у нас будет общий фундамент.

– Такой же подход вы используете в работе вашего клуба «Горизонты Югры»?

– Я думаю, для каждой мамы, тем более педагога, свойственно через деятельность, которая ей близка, изменять окружающий мир. Мама – всегда первый педагог. И мои дети стали одними из первых участников моих первых коллективов. Потому что в любом случае в семье гораздо больше происходит междисциплинарной, метапредметной передачи. В любом случае дети мало слушают нотации. Но все подмечают. Им можно вообще ничего не говорить, а просто делать, чтобы они повторяли. Если мы их будем воспитывать без каких-то барьеров, в традиционной культуре, не придумывая специальных поводов, не ища мудреных методик, тем проще, быстрее и прочнее это приживается. В процессе игр прививается не только знание родной культуры, но и происходит общее развитие, становление человека.

Все чаще я вижу, как везде и всюду включаются элементы народной педагогики. Наверное, потому, что что-то новое придумать или невозможно, или очень сложно.

И даже современные цифровые технологии в этом всего лишь инструмент. Интерес к ним отражает потребность человека в развитии. Но и они должны служить общей идее – передаче общечеловеческих ценностей, формированию морально-нравственных качеств личности, воспитанию патриотизма. Чтобы дети понимали, кто они, чем они могут гордиться и что могут передать своим потомкам, если будут ответственны.

– Как детям живется в том культурном пространстве, которое вы создаете?

– Сначала им просто любопытно, потому что они этого не знают. В этом есть какая-то загадка. Постепенно на уровне фольклора, элементарных бытовых традиций происходит погружение в культуру. И она оживает в фольклорных праздниках, том же Вороньем дне, который для нас как отчетный концерт у творческих коллективов. В нем сходится все, что мы наработали. При этом горизонта на самом деле не существует. До него просто невозможно добраться – ты идешь, а он все отодвигается, и по мере движения расширяется само пространство.

Для меня все начиналось с детского этнолагеря «Юрсил». Потом дети приехали в город, соскучились и начали потихоньку собираться. Так появилось первое объединение «Увас вот» (Северный ветер). Сегодня в нашем клубе «Горизонты Югры» три ключевых объединения. В детском объединении ребята занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в научно-практических конференциях. Мамы и бабушки занимаются в фольклорном коллективе «Самарьяне». Ветеранский клуб «Возрождение» ведет работу школы наставничества.

– Получается, что в этих проектах культура воспроизводится, живет в конкретном действии?

– Ребята воспринимают все это замечательно. Для них это как обычная игровая деятельность, но тем не менее усваивают большой, мощный моральный и культурный пласт. Философские корни у традиций любого народа похожи. Погрузившись в гигантский пласт мировой культуры, мы найдем нечто общее для всех. В конечном счете все восходит к одному общему этическому правилу – чтобы тебе было хорошо, ты должен делать добро окружающим. И когда люди говорят о какой-то межнациональной розни, мне кажется это потому, что они свою родную культуру толком не знают. А может, и специально подменяют понятия, идеалы и ищут любые поводы для конфликта. Я не просто верю в универсальный, мироутверждающий характер народной культуры. Я твердо знаю: так оно и есть.

Фото автора и из архива Анны Изюмовой

Фотографии сюжета / 1 фото

  Автор фото: Влад ШАБУРОВ

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии