89.7742   $ 74.8617





×
Общество
0

На учебу, как на праздник?

Юная вартовчанка рассказала губернатору Югры, о какой школе мечтают дети.


Боязнь выйти к доске, конфликты с педагогами, страх провала - чего только не чувствуют школьники, когда приходят за знаниями. Нередко ребята молчат об этом, отсюда - неуспехи, комплексы, проблемы. И родителям порой тоже трудно понять, отчего некогда бойкий, жизнерадостный ребенок замыкается в себе, начинает хамить взрослым или сбегает с уроков. А не потому ли, что в школе ему плохо? Учитель всегда прав? Большинство из нас буквально с молоком матери впитали истину, что учитель всегда прав. Вот мечтает мальчишка стать врачом, а классный руководитель упорно твердит: не потянешь, ума маловато. И не всегда потому, что ребенок действительно глуп или слишком низка квалификация педагога. Может быть, просто лично ему этот самый парень несимпатичен, возможно, проснулся не с той ноги - бывает по-всякому. Но учитель же всегда прав, он знает, что говорит, и нечего тут спорить. Только вот ребенка ударили по рукам, и нет у него никакого желания садиться за парту. Возможно, именно так мир и теряет в лице незаслуженно обиженных детей гениальных хирургов, инженеров, ученых. Приводить подобные примеров можно много, так что пора решать проблемы, уверена Екатерина Валькова, выпускница приемной семьи из Нижневартовска. Будучи по натуре борцом за справедливость, вчерашняя школьница - сегодняшняя студентка не побоялась рассказать губернатору Югры Наталье Комаровой о том, что же нужно менять в школах и как это следует делать. Катя презентовала проект «Успешная школа», в нем обозначены девять основных, на ее взгляд, моментов и столько же путей их решения. Ни бэ, ни мэ Несколько лет назад активистка участвовала в программе наставничества, ее куратором стала теперь уже бывшая замглавы Нижневартовска Надежда Волчанина. Тогда у напарниц и появились первые идеи о создании программы. Ко всему, воспитываясь в приемной большой семье, Екатерина имела прекрасную возможность через своих братьев и сестер - учеников разных классов и школ - выяснить основные трудности, с которыми сталкиваются дети и которые мешают нормально учиться. - Две моих приемных дочки прекрасно усваивали школьную программу, но вот как только их просили выйти к доске и изложить материал, просто впадали в ступор - ну боялись они публичных выступлений, начинали теряться, заикаться, оттого и оценки получали ниже, - вспоминает Милана Валькова, приемная мама Кати, воспитывающая чужих ребятишек вот уже 30 лет. Такие ситуации случаются сплошь и рядом, именно поэтому одно из предложений - ввести уроки по основам публичного выступления и ораторского искусства, а также этикета. И «этикет» этот большей частью не про то, в какой руке держать вилку, а в какой нож, а об элементарных человеческих правилах - уступить женщине место, например. Простые истины, увы, сегодня не у всех в почете. Екатерина предложила провести опрос среди родителей, касающийся формирования программы внеурочной деятельности на следующий год. Возможно, мамы и папы проголосуют за подобные занятия? Хорошо ли в школе? Еще одна идея юного новатора - тестировать школьников на предмет, комфортно ли им в стенах учебного заведения? В приемных семьях, и Катя это отлично знает, подобное давно практикуется - таков закон. Только у детей выясняют, хорошо ли им в семье живется. Если есть хоть малейший сигнал о тревоге, с ребенком начинают заниматься и психологи, и соцработники, чтобы пресечь на корню возможные неприятности. Девушка считает, что психологам нужно разработать и подобрать комплекс соответствующих тестов и для школьников. - Нам, родителям приемных детей, как никому другому,известно, какой израненной может быть душа ребенка, - говорит председатель общественной организации «Замещающая семья» Анна Лутченко. - А проблемы бывают не только среди сирот, но и в кровных семьях, и в школах. Один прогулял просто потому, что проспал, а другой наотрез отказывается идти в школу, потому что боится, скажем, насмешек одноклассников или строгого учителя. К слову, в школе №40, где учатся некоторые ребята из приемной семьи Вальковых, уже заинтересовались темой тестирования. Все мы совершенно разные: одни «совы», другие «жаворонки», кто-то тяготеет к точным наукам, а другому и дважды два дается с трудом, зато английский, почти как у королевы-матери, не так ли? - Для школьников со слабой мотивацией к обучению необходим индивидуальный подход, позволяющий детям поставить акценты на интересные для них и необходимые в будущем предметы, - справедливо подмечает Екатерина Валькова. - Я думаю, что нужно учитывать интересы каждого ученика, сформировать для каждого индивидуальный образовательный маршрут. Пусть у него будет «тройка» крепкая по физике, может быть, не дано человеку освоить эту дисциплину. При этом энергию можно направить, скажем, на технологию и получить по предмету, который потребуется при поступлении в суз, вуз, «отлично». Так и средний балл в аттестате станет выше. Когда глаз не замылен Не секрет, что есть педагоги от бога, которые за сорок минут умудряются дать легко и доступно столько материала, сколько иной и за всю неделю не сумеет. Ко всему, подобные учителя способны заинтересовать предметом, найти к каждому подход, быть товарищем и помощником. А есть суперквалифицированные асы, но как люди живые, искренние, заинтересованные в успехе ученика они так и не состоялись. Таких дети не любят, и вместо конструктивного диалога нередко начинается открытое противостояние между ребенком и учителем. Педагогический коллектив часто встает на сторону коллеги, поэтому Екатерина Валькова предлагает давать школьникам педагога-наставника из другой школы. - Человек, который будет смотреть на проблему незамыленным взглядом, непредвзято, со стороны, сможет дать школьнику грамотный совет, как разрешить конфликт, - говорит девушка. - Моя мама учит детей разным премудростям общения с учителем. «Кричит педагог - сделай глаза, как у кота из мультика про Шрэка, победи своей добротой», советует она. Но не все имеют такой колоссальный опыт работы с детьми, общения с учителями, как она. Девушка считает, что программу наставничества пора модернизировать, привлекать к работе не только педагогов из других школ, но и представителей из таких сфер, как культура, допобразование, спорт. К слову, эту идею губернатор Югры особенно похвалила. - Когда опыт педагога, специалиста из одной школы доступен для учащихся другой школы, это интересный проект, имеющий высокий потенциал, - заметила Наталья Комарова. - Идею нужно доработать для максимального использования профессионального потенциала учителей с целью передачи его как можно большему числу детей. Три из девяти Как мы уже заметили, всего в проекте программы «Успешная школа» девять пунктов. Автор сделала акцент на необходимости усовершенствовать сервис «Электронный дневник» - он часто перегружен, а оценки появляются несвоевременно, тогда когда ту же «двойку» исправлять уже поздно, к примеру. Также Екатерина предлагает выйти из кабинетов представителям департаментов образования и почаще общаться со школьниками – ведь кто, как не они, расскажут, чего хотят на самом деле управленцы в образовании и какие проблемы требуют чиновничьих решений. Кроме того, по мнению девушки, сейчас в школах хромает обратная связь - не всегда родитель может бывать на собраниях, а знать от педагога, как дела у чада, согласитесь, хочется всем. Родители, без сомнения, уже сегодня принимают на ура предложенные инициативы - так или иначе, но они касаются каждого ребенка. Вместе с тем, есть понимание, в том числе и у Екатерины, и у ее старших товарищей, что в одночасье ситуацию не переломить. - Если в жизнь удастся воплотить в ближайшее время хотя бы три пункта из девяти, это будет уже большим общим успехом, - заключает Екатерина Валькова.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Также читайте