Последние новости

20:45

Министр обороны России предложил организовать лечение участников СВО по месту проведения отпуск...

20:36

Руслан Кухарук поблагодарил жителей Нефтеюганского района за открытый разговор

20:32

Руслану Кухаруку пожаловались на отсутствие транспортной инфраструктуры в СНТ «Буровик»

12 июля

Руслан Кухарук подвел итоги рабочей поездки в Нефтеюганский район

20:10

Жители Нефтеюганского района пожаловалась врио губернатора на некачественное жилье и высокую ст...

20:07

«Добрые стажировки» предложила проводить в Югре главе региона активистка из Нефтеюганского райо...

20:03

Один погиб, двое пропали — в Югре продолжаются ЧП на водоемах

11 июля

Месяц на посту главы региона: жители Югры поверили Руслану Кухаруку

20:00

Руслан Кухарук: «Нужно использовать любые возможности, чтобы очаг культуры сохранялся»

19:20

EXEED RX — искусство в каждой детали

19:18

Чистая вода появится в Пойковском уже в августе

11 июля

О достигнутых на «Иннопроме» договоренностях рассказал Руслан Кухарук

19:06

Важность комплексного развития территории отметил Руслан Кухарук на встрече с жителями Нефтеюга...

18:57

Руслан Кухарук назвал пять тем, которые больше всего волнуют жителей Нефтеюганского района

18:54

Участники СВО поблагодарили Югру за помощь их семьям

11 июля

Югра представила на «Иннопроме» региональные меры поддержки бизнеса

Читать все новости

Наденем же снова куртки зеленые

«Когда я среди ночи звоню бывшему стройотрядовцу из «Сибирского экспресса» и говорю: «Поехали на вокзал!» – он даже не спрашивает, зачем. Мы приезжаем и просто смотрим на поезда. Железная дорога просто так не отпускает», – вспоминает Алина Рахимкулова.


Дорога не отпускает
Уже четыре года в шкафу Алины Рахимкуловой на плечиках висит отглаженная форма проводницы поезда и хранится куртка стройотрядовца. В некоторых регионах ее зовут «бойцовка», в Югре – «целинка», она двухцветная, как флаг Югры, на спине красуется герб автономного округа и надпись «Студотряды Югры». Все эти вещи – память о тех временах, когда она работала проводницей поезда в составе стройотряда «Сибирский экспресс» Сургутского госуниверситета.
За три летних сезона она еженедельно бывала то в Анапе, то Адлере или Сочи, ни разу при этом не искупавшись в море: по инструкции не положено покидать вагон на пункте оборота. А бывало, что поезд стоял на Черноморском побережье по шестнадцать часов.

– Максимум – можно было позагорать возле поезда и сходить за продуктами. На проводнике материальная ответственность за имущество вагона. Отдохнем на твердой земле – и в обратный путь, в Екатеринбург или Москву, смотря к какому депо отряд был приписан в тот момент, – говорит девушка.
Смена у проводника – двенадцать часов. Он менеджер, администратор, официант и уборщик в одном лице. По словам Алины, за лето так умаешься, что думаешь: «Ну его, этот стройотряд», а через неделю начинаешь скучать по этой особой атмосфере. Кстати сказать, проводники «Сибирского экспресса» зарабатывали за лето по 90 тысяч рублей, что для студента немалое подспорье.
После окончания вуза с 2018 года Алина занималась организацией работы студотрядов в регионе вместе с Артемом Исаковым. В прошлом году они вместе подали в отставку, уступив дорогу молодым. Теперь Алина работает в школе.
– Железная дорога не отпускает. Иногда езжу на вокзал, посмотреть на поезда, послушать гул рельсов, стук колес или голос из динамика: «Внимание! Со второго пути отправляется…», – рассказывает Алина. – У меня раньше на телефоне звонок был – гудок паровоза. Стройотряд останется в моем сердце на всю жизнь. Сколько друзей, историй, ночных разговоров, песен и дорога.


Наша юность
– У нас, студентов-библиотекарей Салехардского культпросветучилища, начиналось все очень просто: сначала была летняя библиотечная практика, а затем многим пришла мысль о поездке куда-нибудь на юг. И мы решили не только отдохнуть, но и подзаработать, – вспоминает Людмила Пашкова (Осокина) из поселка Луговского свою поездку на работу в Ставропольский край.
В состав ССО «Ямал»», созданного в 1978 году, входили студенты библиотечного, музыкального, танцевального, режиссерского отделений.
– Перед тем как отряды приступали к работе, нам в торжественной обстановке вручали специальные паспорта-разрешения, – рассказывает Людмила Пашкова. – Вместе с нами в Ставрополь прибыло несколько стройотрядов из Ямало-Ненецкого автономного округа. Наш отряд трудился на полях совхоза «Правоегорлыкский» Труновского района. Мы дружно работали с 8 до 12 часов дня на больших полях, засаженных различными овощами. Картофель в Ставропольском крае сажали за лето два раза, и когда мы приехали в июле, то убирали первый урожай. Остальное время после работы мы, студенты, посвящали отдыху, купались в арыке, благо лето выдалось жарким. А какой мягкий климат, и арбузы растут!
Бытовые условия были традиционными для стройотряда в советское время: жили в армейской казарме с двухъярусными кроватями, питались в столовой. В свободное время устраивали концерты или соревнования с местными ребятами по футболу и волейболу. Людмила Пашкова вспоминает организованные для них культурные мероприятия: поездки в Пятигорск, Кисловодск, Невинномысск и Домбай. Ставрополье ассоциируется у нее с вкусной и полезной минеральной водой.
– Пройденная в стройотряде школа научила не только профессиональным навыкам, но и жизни в коллективе, умению строить отношения с людьми в непростых, порой некомфортных условиях. Считаю, что наши ребята прошли эту школу достойно. Действительно, как интересно, здорово мы жили! Было здорово, столько романтики! Хочется верить, что славные традиции студенческих отрядов, возникшие много лет назад, будут достойно продолжены молодым поколением.
Справка
  • Студотряды зародились в 1920 годах, а официальный статус движение приобрело, когда Всесоюзный центральный совет профсоюзов и наркомат труда и просвещения издали инструкцию о летней практике студентов, по которому комсомольские организации вузов должны были устраивать студентов на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях во время каникул.
  • Стройотрядовцы вложили немало сил во всесоюзные ударно-комсомольские стройки, в том числе ВАЗа, КамАЗа, БАМ. Комсомольцы работали на нефтяных месторождениях в нашем регионе и строили Тобольский нефтехимический комбинат.
  • Максимального размера организация достигла в 1985 году – на тот момент во Всесоюзный студенческий отряд входили 830 тысяч человек, а различные ведомства подали заявки на привлечение двух миллионов студентов. В 1991 году после роспуска ВЛКСМ организация распалась.
  • Возрождение движения началось в 2003 году, когда при поддержке Министерства образования РФ было создано ООО «Российские студенческие отряды».

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

20:45

Министр обороны России предложил организовать лечение участников СВО по месту проведения отпуск...

20:36

Руслан Кухарук поблагодарил жителей Нефтеюганского района за открытый разговор

20:32

Руслану Кухаруку пожаловались на отсутствие транспортной инфраструктуры в СНТ «Буровик»

12 июля

Руслан Кухарук подвел итоги рабочей поездки в Нефтеюганский район

20:10

Жители Нефтеюганского района пожаловалась врио губернатора на некачественное жилье и высокую ст...

20:07

«Добрые стажировки» предложила проводить в Югре главе региона активистка из Нефтеюганского райо...

20:03

Один погиб, двое пропали — в Югре продолжаются ЧП на водоемах

11 июля

Месяц на посту главы региона: жители Югры поверили Руслану Кухаруку

20:00

Руслан Кухарук: «Нужно использовать любые возможности, чтобы очаг культуры сохранялся»

19:20

EXEED RX — искусство в каждой детали

19:18

Чистая вода появится в Пойковском уже в августе

11 июля

О достигнутых на «Иннопроме» договоренностях рассказал Руслан Кухарук

19:06

Важность комплексного развития территории отметил Руслан Кухарук на встрече с жителями Нефтеюга...

18:57

Руслан Кухарук назвал пять тем, которые больше всего волнуют жителей Нефтеюганского района

18:54

Участники СВО поблагодарили Югру за помощь их семьям

11 июля

Югра представила на «Иннопроме» региональные меры поддержки бизнеса

Читать все новости