×
Общество
0

Народный художник России рассказал историю создания Сургутской мадонны

Молодежный парламент Сургута предлагает установить особый статус мозаичного панно и уже направил соответствующее заявление в Службу госохраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры. Если Сургутскую мадонну признают культурным наследием страны или региона, она будет находиться под государственной охраной и уничтожить ее уже будет нельзя. «СТ» решила рассказать об истории создания и судьбе одного из главных символов Сургута.

Это звание, к слову, оформлено документально. В 2016 году «Мадонна с младенцем в иллюминаторе» (официальное название объекта) была признана сургутянами одним из символов города. Их определяли в рамках социально-образовательной инициативы «50 символов Сургута».

— Несмотря на то, что меняются мода и стили архитектуры, Сургутская мадонна остается вне времени, — считает представитель молодежной палаты при думе города Анастасия Попушой. —  Она является главным символом нашего аэропорта не только для его сотрудников, но и для всех жителей. Не случайно в городе образовалась целая инициативная группа, которая предложила наделить панно новым статусом.


Образ, возникший в небе

Инициаторы этого вопроса — представители школьной общественности. Идея возникла в ходе защиты научных проектов в рамках общегородского конкурса «Шаг в будущее». Там одна из учениц как раз и предложила рассмотреть Сургутскую мадонну как объект культурного наследия. Этот вопрос нашел отклик у педагогов, которые приобщили к своей инициативе ветеранов аэропорта и сотрудников Сургутского краеведческого музея. Собралась целая группа энтузиастов, которая составила обращение для молодежной палаты городской думы.

Парламентарии, в свою очередь, связались с автором легендарного творения — известным советским художником-монументалистом Леонидом Полищуком, проживающим в Москве. Леонид Григорьевич этим летом готовится отпраздновать 95-летний юбилей и, несмотря на почтенный возраст, организует в этом году персональную выставку при поддержке администрации президента. Художник не только пребывает в добром здравии, но и помнит все детали создания Сургутской мадонны.

— Руководство сургутского горисполкома пригласило меня для разработки архитектурного стиля площади аэропорта в декабре 1979 года, — вспоминает народный художник России. — Впервые я прилетел к вам в июле 1980-го. Провел в городе всего сутки, поздним вечером у меня был обратный билет в Москву. Все это время — от рассвета до заката — я простоял на привокзальной площади, обдумывая образ и идею композиции.

Картина, однако, не возникла сразу. Символично, что идея озарила Полищука в его полете из Сургута в Москву. В ходе снижения лайнера над столицей художник заметил плачущего малыша, который по всей видимости страдал от боли в ушах. Успокоить его смогли заботливые объятия матери, которая отвлекла ребенка красивым видом в иллюминаторе. Стоит ли говорить, что этот эпизод и стал прообразом мозаичного панно, которое уже почти 40 лет украшает фасад сургутского аэропорта?


— Аэропорт — это место, где люди не только встречаются, но и расстаются, а образ Мадонны дает ощущение покоя и надежности, — спустя годы объясняет свой замысел Леонид Полищук. — В самолете я увидел, как для того, чтобы избавить ребенка от страха, матери достаточно просто обнять его и согреть своим теплом. Я решил, что созданный мной образ должен стать для Сургута ретранслятором любви на весь земной шар!

Несмотря на, казалось бы, беспроигрышную идею, проект мозаичного произведения сперва не был поддержан культурным советом Сургута, куда входили первые лица горисполкома, народные депутаты и члены объединенного авиаотряда. В атеистическом СССР образ Мадонны вызвал большие сомнения. Дескать, непонятно. И эмоций должных не вызывает. Еще чуть-чуть и проект бы отклонили, если бы слово не взяла женская часть культурного совета.

— Я помню, что позади меня сидели две женщины, которые внимательно выслушали аргументы своих коллег-мужчин, и я уже не ждал, что кто-то поддержит мою идею. Но тут одна из них буквально вскочила с места. «Вы что дураки, мужики?! Неужели не понимаете, как это красиво?» — возмутилась она. После этого начался спор, итогом которого стало все же утверждение моего проекта.


Разрушить не позволили

Панно привезли в Сургут в 1981 году. Мозаику весом больше двух тонн доставили из Москвы спецрейсом. Никто сейчас и не вспомнит, сколько же стоила эта работа. Художник сумму озвучивать также не стал. Известно лишь, что по тем временам это было очень дорогое приобретение. Как бы там ни было, летом 1981-го «Мадонна с младенцем в иллюминаторе» украсила фасад сургутского аэровокзала. Как и задумывал художник, она стала для горожан оберегающим символом, и никто из жителей уже не может представить местный аэропорт без этого образа.

— Многие мои коллеги по молодежной палате отметили, что глядя на Сургутскую мадонну, чувствуют себя спокойнее перед полетом, — добавляет Анастасия Попушой. — Без этого изображения своей работы не представляют и сотрудники сургутского аэропорта. Именно их коллектив сумел отстоять и сохранность мозаичного панно в 2004 году.

Тогда, напомним, здание аэропорта пережило масштабную реконструкцию. Изначально проектировщики приняли решение демонтировать мадонну. После многочисленных споров с подрядчиками и городской администрацией руководство аэропорта настояло на том, чтобы старое панно вписали в новый архитектурный облик. Это было непросто сделать и технически: конструкция имеет большой вес, и ее невозможно разобрать. Однако и теперь никто не может представить нынешний облик аэропорта без его фрески. Сохранив эту архитектурную память, городская общественность фактически признала роль этого творения для истории города.

Процедура анализа объектов, претендующих на звание культурного наследия, не  быстрая. Специалисты госструктуры должны собрать исчерпывающую информацию об объекте для того, чтобы дать ему оценку. Ответ, будет ли Сургутская мадонна включена в перечень объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, молодые сургутские активисты должны получить в начале июня. Если решение будет положительным, панно пройдет государственную экспертизу. Другими словами, процесс это долгий, но его нужно пройти. И если Сургутская мадонна будет признана культурным наследием России или Югры (возможны и тот, и другой варианты), то объект окажется под государственной охраной, и никакая реконструкция ему не будет страшна. А она, кстати, сургутскому аэропорту предстоит в ближайшие годы.


Многие сургутяне, как выяснили представители инициативной группы, не обращают внимание на то, что образ Сургутской мадонны обрамлен иллюминатором. Горожане по большей части воспринимают ее как церковный образ и попросту «не видят» детали внешней обшивки самолета. При этом о какой-либо религиозной коннотации этого произведения в период СССР речи быть не могло.



Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии