×
Спорт
0

Наши на «Формуле-1»

Югорчане будут работать маршалами на «Формуле-1». Сразу четыре человека, среди которых жители Сургута, Сургутского района, Нефтеюганска и Ханты-Мансийска, будут судить участников «Королевских гонок».


Самые зрелищные и престижные соревнования в мире автоспорта пройдут в Олимпийском парке Сочи уже на следующей неделе. Какие опасности подстерегают маршалов во время заездов, о чем запрещено рассказывать журналистам и какое ноу-хау прославило российских судей на весь мир – в материале «Новостей Югры».
Вызов для пилотов
Уже на этой неделе югорские маршалы, а именно так называют судей «Формулы-1», отправятся в Сочи. Там, на трассе Олимпийского парка, построенной в 2014 году, соберутся лучшие пилоты мира. В этом году Гран-при России состоится в пятый раз. Когда трассу еще строили, говорят пилоты, никто и подумать не мог, насколько в реальности она превзойдет ожидания и зрителей, и спортсменов.
Сочинский автодром сегодня – единственный в России, на котором проходит Гран-при «Формулы-1». Трасса считается самой современной в Восточной Европе. Ее проектировал автор большинства новых объектов, принимающих «Королевские гонки». Сочинскую трассу называют уникальной, потому что она проходит через Олимпийский парк, имеет отрицательный уклон гоночного полотна, затяжные повороты. Один из них – 650-метровый вираж – самый длинный в календаре «Формулы-1». Такие испытания бросают вызов пилотам со всего мира.
Главное – флажки не перепутать 
Безопасность на таком крупном объекте обеспечивают тысячи людей. Несколько сотен из них – это маршалы, пожарные, медики. Помимо того, что каждый квадратный метр в режиме онлайн просматривается камерами. 
Сургутянин Александр Распопов, который первым из Югры на дебютном Гран-при России в 2014 году получил возможность наблюдать заезды с лучших ракурсов, – на судейском посту. В этом году он вместе с еще тремя жителями региона будет в роли трековых и флаговых маршалов.
– Чтобы стать судьей «Формулы-1», нужно как минимум на протяжении нескольких лет судить соревнования,  пройти подготовку – как теоретическую, так и практическую – и получить документы на право судейства соревнований сразу по линии министерства спорта и в Российской автомобильной федерации. В 2014 году, когда проводили первую «Формулу-1», собирали самых опытных судей со всей страны, – рассказал маршал «Формулы-1» из Сургута.
Александр Распопов – из немногих в Югре фанатов автоспорта, кто даже свой отпуск подстраивает под расписание гонок. Вообще в разговоре с журналистами маршалы всегда очень сдержанны. Правила не позволяют им разглашать все то, что происходит на соревнованиях. Маршалам также запрещено на своем посту фотографировать или снимать видео. Однако о некоторых моментах, которыми специализированные СМИ обычно не очень интересуются, маршалы все-таки смогли рассказать.
– На одном из этапов судья уронил флаг, что вообще по правилам недопустимо. В другой раз к флагу, который необходимо показывать спортсменам статично, а не взмахами, подвесили бутылку, чтобы он не колыхался на вет-ру. Этот трюк придумали на этапах российской серии кольцевых гонок, а иностранные журналисты сняли это и выдали в эфир на весь мир как русское ноу-хау. Суть в том, что, если персонала на посту не хватает, иногда судье нужно одновременно держать этот флаг, работать взмахами другими и, быть может, передавать информацию по рации. На все рук не хватает, потому и пришлось прибегнуть к бутылке. Это истории из работы флаговых маршалов. У трековых бывают свои ситуации. В 2015-м всю трассу залило маслом в ночь перед заездами. В итоге утро началось не с заездов, а с генеральной уборки, – вспоминает Александр.
По ту сторону отбойников 
Судейскому корпусу Югры уже известно, что часть его будет работать в должности трек-маршалов и «нести службу» на поворотах и прямых. Их задача – контролировать все происходящее на своем участке трассы (появление посторонних предметов, животных). В случае аварии – обеспечить безопасность остальных участников заезда, сообщив в штаб о происшествии, убрать обломки с дороги, помочь пилотам покинуть трассу. В более сложных ситуациях на помощь приходят бригады медиков, спасателей, пожарных.
– Автомобили – это моя страсть с детства. Я и сам действующий пилот в своем клубе, раньше занимались драг-рейсингом, потом перешли в кросс и ледовые гонки, – рассказывает трек-маршал «Формулы-1» Дмитрий Грибов. – Когда нас отбирают, оценивают психологические характеристики, в том числе – адекватен ли человек, насколько он эмоционален, умеет ли принимать решения в экстремальных ситуациях и так далее. Поделюсь инсайдом: даже обзванивают наших коллег и начальство, прежде чем пригласить на такой серьезный пост. Кстати, у каждого судьи есть книжка с ежеминутным расписанием: что должен делать, где должен находиться, когда прием пищи, когда отдых. Кстати, очень удобно.
Маршалы за свой нелегкий труд – стоять под открытым небом и палящим солнцем нужно часами, пока длятся заезды, – не получают ни копейки. Организаторы могут частично оплатить перелет, обеспечивают проживание и питание. Так что, судейство на мероприятиях такого уровня – это волонтерство. При этом их труд сопряжен с серьезной опасностью для жизни и здоровья – за отбойники нередко вылетают обломки болидов и запчасти. Существует даже кодекс судьи, в котором прописано, когда волонтер должен спасать себя, а когда – коллегу. Однако опасность – это, похоже, последнее, о чем думают волонтеры.
Вместе с Дмитрием и Александром в Сочи отправятся Роман Грибов и Артем Прокопьев из Ханты-Мансийска.
– Мне нравятся гонки, скорость. Более десяти лет назад я пришел в автоспорт как судья и организатор гоночных соревнований в Югре. Сам никогда не был участником, наблюдал за гонками только по ту сторону трассы. Мы всеми силами стараемся развивать автоспорт в регионе, хотя это непросто. У нас сложились хорошие отношения с Сургутским районом. В прошлом сезоне в Лянторе проводили кроссовую гонку, в окрестностях Сургута регулярно проходят различные внедорожные соревнования, в том числе и с нашим участием. Буквально через месяц будет закрытие сезона «трофийных» соревнований, а через три – уже традиционная кроссовая гонка в Лянторе, – рассказал Александр Распопов.
Гран-при «Формулы-1» в России пройдет с 27 по 30 сентября. Заезды обещают быть невероятно зрелищными. Репортаж глазами югорчан будет опубликован в октябрьском номере газеты.
Фотографии сюжета / 2 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии