87.0318   $ 81.3294




Выбран регион
×
0

Наши на «Формуле-1»

Югорчане будут судить «королевскую гонку»


Югорчане будут работать маршалами на «Формуле-1». Сразу четверо человек, среди которых жители Сургута, Сургутского района, Нефтеюганска и Ханты-Мансийска, будут судить участников так называемой «королевской гонки». Самые зрелищные и престижные соревнования в мире автоспорта пройдут в Олимпийском парке Сочи уже на следующей неделе. Какие опасности подстерегают маршалов во время заездов, о чем запрещено рассказывать журналистам и какое ноу-хау прославило российских судей на весь мир, – в материале «Сургутской трибуны».

Вызов для пилотов
Уже на этой неделе югорские маршалы, а именно так называют судей «Формулы-1», отправятся в Сочи. Там, на трассе Олимпийского парка, построенной в 2014-м, соберутся лучшие пилоты мира. В этом году Гран-при России состоится в юбилейный – пятый – раз. Когда трассу еще строили, говорят пилоты, никто и подумать не мог, насколько в реальности она превзойдет все ожидания, – и зрителей, и самих спортсменов.
Сочинский автодром сегодня единственный в России, на котором проводится Гран-при «Формулы-1». Трасса считается самой современной в Восточной Европе. Ее проектировал автор большинства современных объектов, принимающих «королевские гонки». Сочинскую трассу называют уникальной, потому что она проходит через Олимпийский парк, имеет отрицательный уклон гоночного полотна, затяжные повороты. Один из них – 650-метровый вираж – до сих пор остается самым длинным в календаре «Формулы-1». Такие испытания бросают реальный вызов пилотам со всего мира.

Главное, флажки не перепутать 
Безопасность на таком крупном объекте обеспечивают тысячи людей. Несколько сотен из них – это маршалы, пожарные, медики. Помимо того что каждый квадратный метр в режиме онлайн просматривается на камерах, многочисленные бригады разных спецслужб дежурят на протяжении всей дороги. Сургутянин Александр Распопов, который первым из Югры на дебютном Гран-при России в 2014 году получил возможность наблюдать экстремальные заезды с лучших ракурсов, – на судейском посту. В этом году он вместе с еще тремя жителями региона будет работать в роли трэковых и флаговых маршалов.
- Чтобы стать судьей «Формулы-1», нужно как минимум на протяжении нескольких лет судить соревнования, много учиться, пройти подготовку – как теоретическую, так и практическую – и получить документы на право судейства соревнований сразу по линии Министерства спорта и в Российской автомобильной федерации. В 2014 году, когда проводили самую первую «Формулу-1», собирали самых опытных судей со всей страны, - рассказал маршал «Формулы-1» из Сургута.
Александр Распопов – из немногих в Югре фанатов автоспорта, кто даже свой отпуск подстраивает под расписание гонок «Формулы-1», благо календарь известен на год вперед. Вообще, в разговоре с журналистами маршалы всегда очень сдержанны. Правила не позволяют разглашать им все то, что происходит на самих соревнованиях. Многие курьезные и опасные ситуации не попадают в эфиры. Маршалам также запрещено на своем посту фотографировать или снимать видео, поэтому у судей обычно нет снимков о работе «в поле». Однако о некоторых моментах, которыми специализированные СМИ обычно не очень интересуются, маршалы все-таки смогли поделиться с «СТ».
- На одном из этапов судья уронил флаг, что вообще по правилам недопустимо. В другой раз к флагу, который необходимо показывать спортсменам статично, а не взмахами, подвесили бутылку, чтобы он не колыхался на ветру. Этот трюк придумали на этапах российской серии кольцевых 
гонок, а иностранные журналисты сняли это и выдали в эфир на весь мир, как русское ноу-хау. Суть в том, что если персонала на посту не хватает, иногда судье нужно одновременно держать этот флаг, работать взмахами другими и, быть может, передавать информацию по рации. На все рук не хватает, потому и пришлось прибегнуть к бутылке. Это истории из работы флаговых маршалов. У трэковых бывают свои ситуации. В 2015-м всю трассу залило маслом ночью перед заездами. В итоге утро началось не с заездов, а с генеральной уборки. Весь судейский состав, а это несколько сотен человек в оранжевой робе, взяв щетки и всевозможные подручные средства, вышел на трассу, чтобы отмыть ее, - вспомнил Александр.

По ту сторону отбойников 
Судейскому корпусу Югры уже известно, что часть ее членов будет работать в должности трэк-маршалов и нести «службу» в поворотах и на прямых. Их задача — контролировать все происходящее на своем участке трассы на предмет посторонних предметов, животных и в случае, например, аварии; предпринять все необходимое, чтобы обеспечить безопасность остальных участников заезда: сообщить в штаб о происшествии, убрать обломки с дороги, помочь пилотам покинуть пределы трассы. В более сложных случаях на помощь приходят уже специально обученные бригады медиков, спасателей, пожарных.
- Автомобили - это моя страсть с детства. Я и сам действующий пилот в своем клубе, раньше занимались дрэг-рейсингом, потом перешли в кросс и ледовые гонки. Нас, когда отбирают, то оценивают психологические характеристики, в том числе, – адекватен ли человек, насколько он эмоционален, умеет ли принимать решения в экстремальных ситуациях и так далее. Поделюсь инсайдом, что даже обзванивают наших коллег и начальство, прежде чем пригласить на такой серьезный пост. Кстати, у каждого судьи есть книжка, в которой твое ежеминутное расписание: что должен делать, где должен находиться, когда прием пищи, когда отдых. Кстати, очень удобно, - поделился трэк-маршал «Формулы-1» Дмитрий Грибов.
Сами маршалы за свой нелегкий труд – а стоять под открытым небом и палящим солнцем нужно часами, пока длятся заезды, – не получают ни копейки. Организаторы могут частично оплатить перелет, обеспечивают проживание и питание. Так что судейство мероприятий такого уровня – это волонтерство. При этом их труд тоже сопряжен с серьезной опасностью для жизни и здоровья – за отбойники в судейский пост нередко прилетают обломки болидов и запчасти. Существует даже Кодекс судьи, в котором прописано, когда волонтер должен спасать себя, а когда – коллегу. Однако опасность – это, похоже, последнее, о чем думают волонтеры.
Вместе с Дмитрием и Александром в Сочи еще отправятся Роман Грибов и Артем Прокопьев из Ханты-Мансийска.
- Мне нравятся гонки, скорость. Более десяти лет назад я пришел в автоспорт, как судья и организатор гоночных соревнований в Югре. Сам никогда не был участником, наблюдал за гонками только по ту сторону трассы. Мы всеми силами стараемся развивать автоспорт в регионе, хотя это непросто. У нас сложились хорошие отношения с Сургутским районом. В прошлом сезоне в Лянторе проводили кроссовую гонку, в окрестностях Сургута регулярно проводятся различные внедорожные соревнования, в том числе и с нашим участием. Буквально через месяц будет закрытие сезона трофийных соревнований, а через три – уже традиционная кроссовая гонка в Лянторе, - рассказал Александр Распопов.
Гран-при «Формулы-1» в России пройдет с 27 по 30 сентября. Юбилейные заезды обещают стать невероятно зрелищными. Репортаж глазами югорчан можно будет прочитать на страницах газеты «Сургутская трибуна» в октябрьском номере.

Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.

Читать «Новости Югры» в

Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте



Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться