Насос для насосов
В прошлом году предприятие получило грант Фонда содействия инновациям на проект «Разработка насоса плунжерно-лопастного малогабаритного подачи пластичной смазки с автоматизированной системой управления ПЛМ-35», стало резидентом Технопарка высоких технологий Югры. Кроме того, в этом же году администрация Сургута выделила субсидию на приобретение производственного оборудования.
А в 2022 году было включено в реестр аккредитованных IT-компаний, прошло согласование на использование товарного знака «Сделано в Югре!».
– Для проведения гидравлического разрыва пласта (ГРП) используются дорогостоящие трех- (TWS) и пяти- (QWS) плунжерные насосы постоянного высокого давления импортного производства. Эти насосы выходят из строя в том числе из-за технической недоработки конструктива системы смазки плунжеров в гидравлической части, – рассказывает генеральный директор «СЕТАГОР» Татьяна Городских. – Проще говоря, насос нужно смазывать, да еще и не жидкой смазкой, а пластичной. Для этой процедуры используется отдельный малогабаритный насос подачи пластичной смазки. Он импортный, дорогостоящий и с проблемами в поставках. Вот именно этот насос нефтяники и заменят на наше изобретение ПЛМ-35.
В Технопарке высоких технологий Югры говорят, что пока ГРП остается одним из наиболее перспективных инструментов повышения нефтеотдачи пласта. Конкурентоспособность любой нефтесервисной организации зависит от снижения себестоимости операций ГРП, которое напрямую связано с увеличением срока службы оборудования, снижением его стоимости и стоимости его ремонта. В сегодняшних условиях внедрение отечественных технологий и оборудования в эту сферу экономики актуально как никогда.
Кстати сказать, созданный сургутянами ПЛМ-35 в несколько раз дешевле импортного аналога, а производительность его в три раза выше.
Семейный бизнес
В ООО «СЕТАГОР» трудятся всего четыре человека. Супруги Татьяна и Сергей Городских, IT-инженер и инженер-конструктор.
По словам Татьяны Городских, успех предприятия в том, что всей команде нравится изобретать, конструировать и внедрять инновационные технологии.
Сергей – конструктор-самородок, Кулибин нашего времени. Много лет проработал механиком и инженером, в том числе в нефтегазовой отрасли, понимает специфику и процессы производства.
– Мы получили «советское» высшее образование, а оно было многогранное, и нас приучали самообразовываться, не стоять на месте – расширять кругозор и свои возможности. Вот мы, опираясь на супербазу вузовских знаний, осваиваем наукоемкие технологии, изучаем новые программы, сами ведем бухгалтерию и двигаем производство. Конечно, нам очень помогают в технопарке, в том числе по сертификации и патентованию продукта. Мы с командой технопарка на постоянной связи, – говорит Татьяна.
Он такой один
В линейке продукции отечественных производителей насосного оборудования подобных насосов нет. Импортные прямые аналоги отдельно от основного оборудования не поставляются. Так что можно сказать, что это первый в мире такой насос.
Но, как во всякой конструкторской работе, есть метод проб и ошибок. Например, два первых образца не прошли экзамен на производстве.
– Первый пилотный образец (ПЛМ-34) был неразборный. Когда нам сообщили, что он сломался, мы забрали его, чтобы найти неисправность и определить его слабые стороны. Пришлось вскрывать его «болгаркой». Второй образец был разборный, и, когда он вышел из строя, мы смогли быстро вскрыть его и устранить неисправность. Третий образец уже стал предсерийным. Он успешно прошел апробацию у заказчика на месторождении, сертифицирован. В марте мы подали заявление в Роспатент, прошли формальную экспертизу. Сейчас ведется работа по автоматизации работы насоса.
Впереди у коллектива ученых и конструкторов много работы. Ведь, по данным компании «СЕТАГОР», потенциальный спрос на насос ПЛМ-35 пропорционален количеству импортных TWS и QWS плунжерных насосов, которыми сейчас оснащены флоты ГРП потенциальных заказчиков, а это ни много ни мало 333 единицы.
Уникальность ПЛМ-35
Впервые в отечественном производстве комбинируются в одном насосном агрегате две системы подачи пластичной смазки: лопастная и плунжерная, для чего основные рабочие элементы несут несколько функциональных нагрузок, что и позволяет снизить величину массогабаритных параметров.
Опубликованных комментариев пока нет.