Последние новости

17:51

Из администрации Сургута уходит начальник управления развития предпринимательства

16:39

Врачи передвижной поликлиники Центра профпатологии за зиму осмотрели более 6 000 жителей отдале...

15:51

Югорские мужчины стали в два раза активнее пользоваться маркетплейсами

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

15:48

В Урае спасли упавшую в реку собаку

15:46

Бывший заместитель главы Советского района Югры стал фигурантом двух уголовных дел

15:35

Лучший муниципальный служащий в сфере государственной национальной политики живет в Лангепасе

25 апреля

Общая строительная готовность моста через Обь в Сургуте приближается к 40 %

15:33

Газопереработчики поддержат разработки участников проекта «Спасти и сохранить»

15:30

Глава «Сургутнефтегаза» назвал состояние топливного рынка в России стабильным

15:27

В Пыть-Яхе освятили храм в честь святых Петра и Февронии

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

15:00

Пасхальный Епархиальный бал пройдет 19 мая в Ханты-Мансийске

14:57

Спортсменка из Сургута стала серебряным призером первенства России по плаванию

14:52

Команда проекта «ЮграСолдату» работает в зоне СВО

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

Читать все новости

Наталья Маслова: «Наши слушатели получают самую свежую и самую полную информацию!»

Программу «Цифровая экономика для гражданского общества» запустил в 2019 году югорский «Центр технологий электронной демократии». Это проект по повышению цифровой грамотности среди волонтеров и сотрудников некоммерческих организаций.

Как воплощается в жизнь эта инициатива, каковы итоги ее реализации - об этом и многом другом нам рассказала Наталья Маслова, исполнительный директор Автономной некоммерческой организации «Центр технологий электронной демократии», кандидат технических наук.

 - Наталья Рудегеровна , как начинался этот проект — как к вам пришла идея? Чем вы вдохновлялись?

 - Не знаю, сталкивались ли вы с понятием «цифровой разрыв». Так принято называть разделение общества на тех, кто умеет использовать цифровые технологии для решения различных проблем как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности, и тех, кто такими навыками не обладает. Сначала считалось, что главным препятствием для получения соответствующих навыков является отсутствие доступа к цифровым устройствам и Интернету, но довольно быстро стало ясно, что цифровой разрыв и т.н. «цифровая бедность» – это еще и следствие невозможности получить соответствующие навыки.

 Мы поняли это еще в 2005 году. Именно тогда Комитет по информационным ресурсам Администрации губернатора Югры, который я тогда возглавляла, приступил к реализации программы «Электронный гражданин». Нашей целью было формирование необходимых навыков и мотивации к использованию информационно-телекоммуникационных технологий прежде всего у социально-незащищенных групп населения. Программа обучения была разработана под руководством Марии Лазаревой с учетом зарубежного опыта и нашей югорской специфики. Именно тогда сформировалась двухступенчатая схема обучения: сначала набираем учителей информатики и готовим тьюторов, рассказываем им, как работать со взрослыми людьми и формировать у них мотивацию к использованию цифровых технологий, а на следующем этапе тьюторы обучают граждан. Были разработаны учебники, рабочие тетради, тесты для слушателей курса обучения и методические рекомендации для тьюторов по реализации проекта.

 Отмечу, что Югра стала первым регионом России, где стала реализоваться такая программа. Первоначально мы работали в основном с пенсионерами и инвалидами (в частности, был накоплен уникальный опыт обучения слабовидящих и слабослышащих граждан), а с 2010 года запустили комплексное обучение жителей Югры электронным сервисам и электронным услугам на базе 220 Центров общественного доступа (ЦОД), созданных Комитетом при муниципальных библиотеках. К 2011 году нашему примеру последовали еще 30 регионов, а идея стала казаться само собой разумеющейся.


- Сейчас ваш проект называется «Цифровая экономика для гражданского общества». Почему сконцентрировались именно на цифровой экономике?

-Как я уже сказала, проект «Электронный гражданин» успешно развивался, неоднократно был отмечен на всероссийских конкурсах, в том числе стал победителем Всероссийского конкурса региональных образовательных практик «Информационные технологии для старшего поколения».

При моем непосредственном участии проект «Электронный гражданин» на базе нашего опыта был успешно внедрен в Томской области. Для дальнейшего тиражирования проекта мы с коллегами создали нашу Автономную некоммерческую организацию «Центр технологий электронной демократии» (АНО «ЦТЭД») и с учетом внедрения новых цифровых технологий решили модернизировать проект. В 2017 году по распоряжению Правительства России была принята национальная программа «Цифровая экономика», в которой, в том числе, была поставлена задача совершенствования системы образования для обеспечения цифровой экономики современными кадрами. В конце января 2019 года произошло событие, которого давно ожидали специалисты и простые граждане, неравнодушные к теме цифровой экономики – в открытом доступе появились паспорт национальной программы «Цифровая экономика» и паспорта всех шести федеральных проектов, входящих в состав нацпрограммы, в том числе проекта «Кадры для цифровой экономики».

Мы посчитали, что необходимо актуализировать наш проект также с учетом требований национальной программы. Весной 2019 года мы разработали Социально-образовательный проект «Цифровая экономика для гражданского общества», направленный на обучение представителей зарегистрированных и незарегистрированных некоммерческих организаций, добровольцев (волонтеров), гражданских активистов, членов региональной общественной палаты и общественных советов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры основам цифровой экономики на основе специально подготовленного учебно-методического пособия «Цифровая экономика для гражданского общества». При поддержке Общественной палаты Югры и Департамента информационных технологий Югры мы выиграли грант губернатора округа и приступили к реализации нового проекта.

 - Почему акцент сделан именно на волонтерах и волонтёрских организациях?

 - Потому что им нужнее всего. Общественные организации у нас, как правило, небольшие, и сотрудники должны обладать множеством самых разных компетенций: писать заявки на гранты, организовывать реализацию сложных многоступенчатых проектов с участием большого количества людей, обеспечивать информационное сопровождение этих проектов, т.е. взаимодействовать со СМИ и самим вести блоги в социальных сетях, регулярно отчитываться о своей деятельности перед грантодателями и органами власти. Всё большая часть этой деятельности осуществляется в цифровом формате и онлайн режиме. Это тенденция появилась еще до пандемии COVID 19, а пандемия ее резко ускорила.

Наша задача – через обучение представителей НКО и гражданских активистов основам цифровой трансформации, цифровой экономики и кибербезопасности повысить эффективность их деятельности. Мы надеемся, что в результате нашей работы некоммерческие организации не только смогут оказывать больше социально значимых услуг в цифровом виде, но и повысят качество этих услуг. В ходе реализации проектов обязательно отслеживаем обратную связь, проводим анкетирование слушателей и могу сказать, что сотрудники НКО и общественные активисты неоднократно признавали, как им не хватает цифровых компетенций, особенно в сфере открытых данных и кибербезопасности, и высоко оценивали востребованность предложенного курса.

Добавлю еще, что согласно данным исследования, проведенного в 2021 г. Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), доля граждан, обладающих продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года и составляет 27%, то есть чуть больше четверти от общего числа. Самые низкие компетенции имеют граждане старшего возраста, особенно проживающие в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тысяч человек, то есть в малых городах, поселках городского типа и на селе. При этом около половины участников опроса сознавали недостаточность своих цифровых компетенций, но не знали, каким образом их улучшить. Наш проект как раз направлен на решение этой проблемы.

Нами подготовлено уникальное Учебно-методическое пособия «Цифровая экономика для гражданского общества». Оно включает четыре основных блока: «Основы цифровой трансформации», «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Основы кибербезопасности» и дополнительный раздел «Ресурсы и сервисы для развития гражданского общества». Пособие постоянно обновляется и корректируется с учетом изменений в нормативно-правовой базе цифровизации, появления новых технологических решений, расширения баз открытых данных, и, конечно, отзывов и пожеланий тех, кто уже прошел обучение по программе. Поэтому нами были дополнительно подготовлены электронные учебные пособия «Основы кибербезопасности» и «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», которые доступны слушателям и тьюторам через личный кабинет. Наши слушатели получают самую свежую и самую полную информацию!

Кроме того, с целью максимального учета потребностей слушателей, мы предлагаем два варианта обучения. Первый вариант – мы называем его «полный курс» – рассчитан на 26 часов и ведется методом глубокого погружения. Пять дней подряд по 4 часа каждый день слушатели работают в группе (если этого требует эпидемиологическая ситуация, то в режиме онлайн), еще шесть часов им выделяется на выполнение домашних заданий. Второй вариант, рассчитанный на более продвинутых пользователей, мы условно называем «сокращенным». Он рассчитан на 20 часов.

Партнером нашего проекта является Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» (ООО «МИП «ИНТЕХ») при Нижневартовском университете, которое имеет образовательную лицензию. Поэтому после окончания обучения и успешного тестирования слушатели получают официальные сертификаты об окончании курса цифровая экономика.


- Расскажите, пожалуйста, скольким людям и организациям проект уже помог? Сколько проходят обучение сейчас? Поддерживаете ли вы связи с теми, кто уже окончил программу — как это изменило их работу? А, может быть, даже жизнь?

- Мы начали обучение сотрудников НКО и гражданских активистов в 2019 году, и к середине 2021 года охватили обучением 17 из 22 муниципальных образований округа. При этом 2021 году наш проект впервые вышел за пределы автономного округа. В нем участвовали не только жители муниципальных образований Югры, но и представители Липецкой области и Республики Северная Осетия-Алания. Таким образом, наш проект подтвердил не только свою востребованность, но и способность к тиражированию.

Со второй половины 2021 года начался очередной этап реализации проекта. До 30 июня 2022 года мы должны обучить 700 слушателей. В сентябре мы набрали и обучили 35 тьюторов проекта, а в октябре провели набор слушателей на обучение по сокращенному курсу «Цифровая экономика для гражданского общества». Набор проходил в 7 муниципальных районах автономного округа. Каждый тьютор набрал группу из 10 слушателей – представителей некоммерческого сектора, гражданских активистов (волонтеров), членов профсоюзных организаций, представителей общественных советов, сотрудников сферы образования и культуры.

Всего было сформировано 35 групп слушателей, а всего обучение прошли 358 человек. В конце ноября – начале декабря 2021 года слушатели завершили обучение и начали проходить обязательное тестирование. С этой целью разработан электронный тест на портале intellekt.expert на базе учебного центра ООО «МИП «ИНТЕХ», состоящий из 25 вопросов. Тест этот успешно сдали свыше 90% слушателей, после чего им были вручены официальные сертификаты об окончании курсов, подготовленные МИП «ИНТЕХ», имеющим образовательную лицензию на выдачу таких сертификатов. Отмечу, что наши тьюторы по итогам подготовки также получают официальные удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации. В этом году их получили 35 тьюторов из 7 муниципальных образований округа, а также из Липецкой области.

Начиная с 2019 года уже обучено более 1450 слушателей по курсу «Цифровая экономика для гражданского общества».

Мы не ограничиваемся чисто учебной программой. Специалисты-эксперты как из округа, так и из Москвы, Липецка, Екатеринбурга, Владикавказа читают для участников проекта тематические лекции по актуальным проблемам цифровой экономики, и прежде всего – по информационной безопасности. У наших слушателей была возможность подробно познакомиться с государственными информационными ресурсами Югры, с тем, как, пользуясь цифровыми технологиями, оформить заявку и получить грант, с новейшими разработками в сфере искусственного интеллекта. Перечислять можно долго. Кроме того, для популяризации и обсуждения проблем цифровой экономики мы создали Цифровой клуб Югры и провели два заседания на базе Югорского государственного университета, на которых представители гражданского общества, сотрудники органов власти, преподаватели высших и средних учебных заведений, студенты и старшеклассники обсуждали проблемы в условиях цифровой трансформации. Это новая национальная цель развития страны. В работе Цифрового клуба уже приняло участие свыше 150 человек, а обсуждаемые темы были связаны с цифровым неравенством, с информационной безопасностью, новыми киберугрозами и т.п.

 Мы регулярно осуществляем обратную связь, собираем отзывы слушателей. Могу вас заверить – они самые позитивные. Например, в прошлом полугодии впервые в группы вошли старшеклассники – общественные активисты и волонтеры. Казалось бы, им нет особой необходимости повышать свою цифровую грамотность, но именно от них мы получили самые лучшие отзывы, подчеркивающие практическую пользу от курса, чего, по их мнению, не хватает школьным урокам информатики. Особенно часто слушатели нас благодарят за то, что мы придаем их знаниям и навыкам системный и практический характер, заполняем существующие пробелы, что резко повышает эффективность их работы.

Мы постоянно поддерживаем связи с нашими тьюторами проекта. Наиболее опытные из них выступают на обучающих семинарах и участвуют в наших мероприятиях. Они как лучшие тьюторы по окончании курса получили от нас ценные подарки. Их много, но хочу отметить Ольгу Кирчанову из Салыма, Татьяну Африкян из Излучинска, Ольгу Поспелову из Сургута.

В этом проекте отлично работают тьюторы из Липецка, их работу организует куратор Марина Селиванова - заведующая кафедрой Института развития образования Липецкой области.

- На какой стадии проект сейчас? Какие планы на будущее?

- В первом полугодии 2022 г. нами запланировано обучить еще 350 слушателей по полному курсу на 26 часов в населенных пунктах Югры и Липецкой области. Работа идет успешно: 11 групп, в каждой из которых было десять слушателей, уже завершили обучение. Обучение первых 110 слушателей по полному курсу «Цифровая экономика для гражданского общества» вели наши опытные тьюторы: Наталья Звягинцева и Александр Елагин (Югорск), Евгения Естехина (Советский район), Наталья Чудакова (Мегион), Елена Шарафгалиева (Лангепас). В Липецке группу вела тьютор Лариса Чиркова.

Сейчас идет набор и обучение слушателей еще в 24 группах. С 6 апреля мы начинаем цикл тематических лекций, а в мае планируем провести очередное заседание Цифрового клуба. До конца 2023 г. планируется обучить еще 500 человек в пяти оставшихся муниципальных образованиях (гг. Ханты-Мансийск, Нягань, Покачи, Радужный, Кондинский район).

 Кстати:

 Проект – трижды обладатель гранта губернатора Югры : в 2019 (1,49 млн руб.), 2020 (2,29 млн руб.) и 2021 (2,76 млн руб.) На площадке проекта добровольцы, члены общественных советов, профсоюзных организаций, проходят обучение основам цифровой экономики. Программа охватывает три блока: «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики» и «Основы кибербезопасности».

 

Наша справка:

Проект реализуется при поддержке Общественной палаты Югры, Департамента информационных технологий и цифрового развития, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Методическую и консультационную поддержку и технологическое обеспечение мероприятий проекта осуществляет Малое инновационное предприятие «Интеллектуальные технологии» (МИП «ИНТЕХ») при Нижневартовском государственном университете.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

17:51

Из администрации Сургута уходит начальник управления развития предпринимательства

16:39

Врачи передвижной поликлиники Центра профпатологии за зиму осмотрели более 6 000 жителей отдале...

15:51

Югорские мужчины стали в два раза активнее пользоваться маркетплейсами

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

15:48

В Урае спасли упавшую в реку собаку

15:46

Бывший заместитель главы Советского района Югры стал фигурантом двух уголовных дел

15:35

Лучший муниципальный служащий в сфере государственной национальной политики живет в Лангепасе

25 апреля

Общая строительная готовность моста через Обь в Сургуте приближается к 40 %

15:33

Газопереработчики поддержат разработки участников проекта «Спасти и сохранить»

15:30

Глава «Сургутнефтегаза» назвал состояние топливного рынка в России стабильным

15:27

В Пыть-Яхе освятили храм в честь святых Петра и Февронии

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

15:00

Пасхальный Епархиальный бал пройдет 19 мая в Ханты-Мансийске

14:57

Спортсменка из Сургута стала серебряным призером первенства России по плаванию

14:52

Команда проекта «ЮграСолдату» работает в зоне СВО

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

Читать все новости