×
Культура
0

Наталья Янчинская: «Уличное искусство обращено к людям»

Идеи сургутской художницы Натальи Янчинской все чаще воплощаются в эстетике городского пространства. В своем интервью она рассказала о новых работах, стрит-арте и главном вопросе искусства в нашу эпоху.

В Сургуте уже не первый год происходит преображение городской среды. Благодаря уличным художникам серые неприметные здания становятся арт-объектами и обретают новую жизнь. Одно из таких зданий расположено среди жилых домов на ул. Лермонтова. Пустые стены трансформаторной будки стали полотном для идеи Натальи Янчинской. Как рассказывает художница, эскиз рисунка находится на этапе разработки, а замысел ожидает своего воплощения.

– Над какими вопросами в этот раз вы пригласите задуматься зрителя?

- Эскиз моей работы хорошо вписывается в социальную тему. Девушка поливает цветы, они превращаются в сад, появляются дома, все вокруг расцветает и тянется к солнцу. Это история о развитии, о том, что каждый кузнец своего счастья в жизни. 

Через образность своей работы я бы хотела передать простую суть: «что посеешь, то и пожнешь». Это история о том, что каждый человек создает тот мир, в котором живет, и сам непосредственно творит свою жизнь, окружение, создает какие-то ценности, приносит пользу, получает поддержку, взаимодействуя с людьми, ведь природа – это постоянный симбиоз и эволюция. 

Работа выполнена в теплых красках, в первую очередь, в связи с их недостатком в северном климате, и как теплый добрый посыл и настрой для тех, кто ее будет видеть. Создавать и развивать креативное общественное пространство – это большая честь и ответственность для меня, и я рада, что у меня есть такая возможность. На мой взгляд, любое искусство создается для того, чтобы на него кто-то реагировал: смеялся, плакал, танцевал, задумался, вдохновился, суть искусства в этом влиянии, во взаимодействии.


– Как в вашем понимании должна выстраиваться коммуникация между городом и уличным художником?

– Если у художника есть определенные средства и уже выбранный объект в городе, то он согласовывает свой набросок с заинтересованными организациями. Во-первых, с собственником этого объекта и Департаментом архитектуры, где работают компетентные и очень современно мыслящие люди, и лояльно относятся к уличным художникам. В Сургуте в последнее время стало традицией изображать на трансформаторных будках пейзажи и элементы природы. Так, в этом году, возле дома Чехова, 4/3 появилась новая уличная картина, которая вышла немного за рамками пейзажей, и это, к радости художника, получило положительный отклик.

– Стрит-арт в России переживает не самые лучшие времена, работам многих художников остаются не рады. У многих включается самоцензура: находят намеки там, где их нет. В Сургуте и вообще в небольших северных городах в этом плане все очень тихо и скромно. Почему так и плохо ли это?

– А где сейчас не тихо и не скромно? В Питере появляется граффити, его закрашивают в этот же день. Однако я с таким лично не сталкивалась. Понятное дело, что в центре города напротив администрации без предварительной цензуры, ты не «забьешь» стену, потому что законы одинаково распространяются, как на Питер, так и на Сургут, но ментальность у этих городов разная.


– В 2018 году в Москве работала выставка британского художника Banksy. Однако чуть позже, в своих социальных сетях он заявил, что не имеет отношения к экспозиции и против того, чтобы брать деньги с людей за просмотр его искусства. Как вы считаете, уличное искусство должно оставаться на улицах или допустимо видеть его в галереях и за деньги?

– Уличное искусство – это уличное искусство, это искусство, которое на улицах. К тому же ни одна галерея мира не собирает столько зрителей, сколько уличные картины. Когда это искусство переходит в помещение или в галереи, то это нечто другое. Однако большая PR-машина в составе маркетологов, пиарщиков, коллекционеров, консультантов в сфере современного искусства и др. имеет целью продавать современное искусство и делает это, поэтому такие вещи, конечно, происходят, когда художник достигает славы, его хотят продавать.

– Знакомы ли вы с творчеством Покраса Лампаса? В прошлом году одна из его работ – огромный «Супрематический крест» на площади в Екатеринбурге – стала предметом скандала: православное сообщество выступило против использования религиозного символа. Художник согласился внести изменения в свой первоначальный замысел. Как бы вы поступили на его месте?

– Я давно слежу за его творчеством, наверно из современных уличных художников он меня вдохновляет больше всего. Мне не хочется заигрывать с нашим законодательством на предмет религии, политики, так как я хочу свободно работать и оттачивать своё мастерство, и мне вполне хватает средств и идей для самовыражения, т.к. я в первую очередь просто люблю рисовать, заниматься визуальным искусством, работать с цветом и образами – у меня и так огромный простор для самовыражения. Конечно, у власти должна быть здоровая оппозиция, но это вопрос уже не к художнику, либо к другому художнику. Я солидарна с поступком Покраса Лампаса, скорее всего, что я бы поступила аналогично, либо что-то неожиданно третье. Хотя в принципе не стала бы рисовать крест, больше люблю круги и неправильные формы.

– Можно ли сказать, что в нашу эпоху постмодерна каждый решает, что искусство, а что – нет?

– Система продаж современного искусства внесла очень сильную неразбериху в этот вопрос. Это, например, полотно с тремя цветными полосами, ушедшее на аукционе где-то в Нью-Йорке или Лондоне за несколько миллионов долларов, побив все рекорды продаж и тому подобные однотонно выкрашенные холсты с многозначительными названиями, призванными якобы натолкнуть зрителя на какие-то неожиданные умозаключения, инсайты, неочевидные чувствования и т.д. Эта история создания и продажи брэндов в современном искусстве подробно описана в книге «Как продать чучело акулы за 12 млн. долларов», где открывается вся правда о современном искусстве. Сейчас теряется ценность так называемых традиционных рисовальческих умений, знаменитыми становятся и художники без высшего образования и не умеющие изображать предметы окрущающего мира (реализм), как, например, Покрас Лампас, хотя художественная ценность его работ очевидна.

Я думаю, что настоящее искусство – это совокупность базовых навыков работы с визуальным материалом и наличие смысла, какой-то идеи, а современность искусства в том, чтобы улавливать веяния, быть актуальным, и тем самым попадать в сердце, хотя, может, и это не имеет никакого смысла. 

Сейчас так много визуальной информации вокруг: кино, видео, дизайн, реклама, архитектура и т.д. И к тому же это все смешивается и заимствует приемы друг у друга, сегодня современное искусство сильно перемешивается с дизайном. Так что все, кто создают, современную визуальную культуру: кино-деятели, режиссеры видеоклипов, дизайнеры, все они вправе называть себя художниками. Это и есть художник на сегодняшний день. Создатель визуальной культуры.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии