«Кризиса нет. Есть новая экономическая реальность» – таким тезисом озадачил эксперт по маркетингу и рекламе присутствовавших на его семинаре предпринимателей. Роман - бизнес-тренер, консультант и психолог, который за последние 10 лет провел более 500 встреч для предпринимателей в 80 регионах страны. И к нему по-прежнему обращаются за советом...
Уже не завтра
- Роман, это уже далеко не первый ваш семинар в Сургуте. Бывает ли необходимость корректировать материал от раза к разу или для отдельных городов?
- Не совсем. Я считаю, что наша страна достаточно гомогенная. И люди, в хорошем смысле слова, у нас одинаковые. Сейчас уже нет совсем дремучих городов. Как нет и совсем передовых городов. Конечно, может, есть какая-то разница между Екатеринбургом и Читой. Но нельзя сказать, что большая. И там и там люди ведут себя одинаковым образом, ибо у всех есть современные инструменты. У кого-то смартфон за 3 000, у кого за 30 000, но функционально они одинаковые. Хотя, есть свои нюансы у Камчатки. Там до сих пор не провели оптоволокно, и поэтому все идет очень медленно и неспешно. Мобильный интернет подключен через спутник и неторопливый интернет там учит некому буддизму. Кликнул и пошел на перекур. Плюс манера общаться не текстовыми, а голосовыми сообщениями в мессенджерах. Но это скорее уникальная история. Если вернуться к Сургуту, то это очень вменяемый город. Ибо везде, где есть техническая интеллигенция, где бизнес и промышленность построены на достаточно сложных технических процессах, есть большое количество умных людей.
- Кстати, о мессенджерах. Есть мнение, что Viber, WhatsApp, Telegram и прочие - это сейчас некий социальный тренд и что будущее именно за такой формой коммуникации. Так ли это?
- Мессенджеры - это уже не завтра, это сегодня. И ведь дело не ограничивается только сообщениями между людьми. Сегодня в них можно получать новости, вступать в клубы по увлечениям и многое другое. То есть они вытесняют привычный нам формат социальных сетей. И все это благодаря ботам (специальная программа, выполняющая автоматически или по заданному расписанию какие-либо действия, - прим. автора), которые адаптируются под ваши предпочтения. В том же Китае почти все население страны пользуется WeChat (самый популярный мессенджер на территории Поднебесной, - прим. автора). Причем смартфоны с WeChat там есть даже в самых глухих деревнях, где люди даже читать не умеют. А им это и не надо, так как понятный интерфейс на иконках снимает эту проблему.
- Но если мессенджеры уже сегодня, то что тогда будет завтра?
- Сейчас все большей популярностью пользуются очки виртуальной реальности Oculus Rift. И несмотря на всю фантастичность данной разработки, те же McDonalds уже подписали контракт на размещение своей рекламы в новом виртуальном пространстве, а основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что видит в этих очках технологическую основу, которая идет на смену смартфонам. Я бы посоветовал всем, кто интересуется медиа, попробовать «примерить» данные очки, чтобы понять, куда движется реклама. Сейчас их можно найти почти в любом торговом центре.
Купоны впечатлили
- Маркетинг зародился в России в начале 1990-х и был весьма узкой отраслью. Сейчас маркетологи есть практически в каждой уважающей себя компании. Более того, приемы маркетинга сегодня активно внедряются и в другие сферы. Почему так происходит?
- Скажу так: медиапотребление меняется и меняется оно быстро. Когда ты занимаешься ремеслом, то надо идти вслед за тем, для кого ты работаешь. Неважно, что это, пусть даже глиняные горшки. Ведь когда их делаешь, то они должны быть удобны тем людям, для кого они сделаны. Следовательно, если ценности, скорость жизни и потребление людей трансформируются, то производитель контента должен к этому адаптироваться. Мы раньше снимали пятиминутные ролики, а сейчас снимаем по 30 секунд. Потому что мы понимаем, что в социальных сетях не будут смотреть мое видео по пять минут. Мне дадут 30 секунд в режиме автоплей на Facebook, и все. Поэтому здесь надо быть честным с собой, что люди очень сильно меняются. Я сейчас не говорю об искусстве. Это отдельная тема. Но, допустим, когда, сидя на AdMe.ru, кто-то до сих пор продолжает создавать устаревший продукт, ну, значит, что-то не так с ним. Получается, он вообще не думает о том, для кого и зачем он производит подобный контент.
- Сургутянам удалось вас чему-нибудь научить?
- В Сургуте была интересная история со студенческим журналом. Речь шла о купонах. Я скажу вам уверенно, что купоны в российских печатных СМИ не работали никогда. Но поскольку в США такая техника работала, в России этот опыт сразу попытались перенять. Но не учли, что в России людям было просто стыдно вырезать из газет и журналов, а потом идти в торговую точку с этой вырезкой. И вот когда мне в очередной мой приезд в Сургут местные ребята рассказали, что в их журнале купоны работают, я очень удивился. Но их основными потребителями были студенты, а им скидки просить не стыдно. У них иное потребительское сознание. Они с ним родились, в отличие от советских людей. Для них купон - это не клеймо бедняка, для них это значит, что они сэкономят. И то, что купоны работают на молодое поколение, было для меня важным сургутским опытом, которым я до сих пор делюсь с коллегами.
Редакция «СТ» выражает благодарность компании «Вектор» за помощь в организации интервью.
Цитата
«Мессенджеры – это уходящий тренд»
Опубликованных комментариев пока нет.