86.2195   $ 73.4721





Экономика
0

Не соперники, а партнеры

Читать «Новости Югры» в

Федеральные торговые сети открывают свои прилавки для местных товаропроизводителей. Взаимовыгодное сотрудничество позволить решить давнюю проблему – вытеснение сетевиками малого бизнеса с рынка.


Эра большой торговли
Как организовать такой симбиоз, обсуждали в правительстве Югры на совещании, посвященном роли ретейла в социально-экономическом развитии округа. Вопрос крайне актуальный. За последние шесть лет в России сформировалась тенденция к заметной активизации розничных сетей. В настоящее время этот рынок считается самым динамичным и характеризуется ростом крупных ретейлеров, в том числе в регионах.
– Появление крупных торговых сетей в регионах связано с рядом положительных явлений. Однако слишком быстрое вхождение может создать дисбаланс интересов различных участников рынка, – обрисовал суть дилеммы директор регионального департамента экономического развития – заместитель губернатора Югры Николай Милькис.
К положительным факторам прихода ретейла эксперты относят: развитие конкуренции, повышение стандартов социальной жизни, укрепление социальной стабильности, рост занятости и возможность для местных производителей расширить рынки сбыта. Крупные торговые сети, являясь масштабными участниками рынка, имеют возможность повышать доступность товаров для населения, снижая их себестоимость (путем размещения заказов на производстве, за счет крупных партий, собственной логистики, сокращения звенности товародвижения), о чем свидетельствуют результаты информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка.
По мнению покупателей, в числе преимуществ торговых сетей: доступные цены, гарантированное качество, удобное расположение, комфортные условия, возможность совершения комплексной покупки.
При этом сопутствующие негативные моменты – закрытие местных магазинов, к которым привыкло население, вытеснение местных товаров продукцией других регионов, снижение качества, рост цен. Большинство экспертов считает, что местным сетям в их нынешнем виде объективно сложно конкурировать с федеральными. Однако все не так плохо.
– Устойчивым является заблуждение, что торговые сети губительно влияют на развитие бизнеса в регионе, не желая сотрудничать с местными товаропроизводителями, уводя налоги за пределы автономного округа, – отметил заместитель директора департамента экономического развития Роман Колупаев. – При этом налог на имущество и доходы физических лиц выплачиваются по месту осуществления деятельности, а налог на прибыль перераспределяется в соответствии с долей этих налогов в регионах присутствия. Следует отметить, что продавец несет ответственность за качество товара на прилавке, стабильность ассортимента, доступность цены, обеспечивающей сбыт.
По словам Романа Колупаева, федеральные сети предлагают местному бизнесу разные формы сотрудничества. Для бизнеса в сфере торговли предложения предполагают мелкооптовые цены и кредитование отпускаемым товаром.
– Перспективы местного ретейла связаны с поиском и развитием новых маркетинговых направлений: предоставление внутри магазинов площадей, на которых производители, включая фермеров, смогут торговать своей продукцией напрямую, улучшение ассортимента и качества услуг, развитие направления торговли экопродуктами, – обрисовал пути развития торговли в регионе Николай Милькис.
Эксперты также полагают, что глобальные тренды в ретейле в перспективе 10–15 лет будут связаны с ростом доли интернет-торговли, заметным увеличением доли сетевых магазинов, а также улучшением качества продукции.
– В этой связи все более актуальным становятся стратегии, связанные с развитием долгосрочных партнерских связей между региональным бизнесом и федеральными сетями, региональных программ поддержки местных производителей, поиском и освоением нишевых форматов, ставкой на качество продукции и обслуживания, – подчеркнул Николай Милькис.

Ниша малого и среднего предпринимательства
Из всего это можно сделать однозначный вывод: бизнес, желающий выжить, должен меняться.
– Субъекты малого и среднего предпринимательства в силу объективных причин не могут конкурировать с крупными операторами, пытаясь сохранить супермаркет в миниатюре. Перспективной нишей для малого и среднего предпринимательства являются малые (преимущественно специализированные) форматы и сопутствующие услуги, позволяющие персонализировать предложение, в том числе максимально приблизив товар к потребителю, – рассказал Роман Колупаев.
Цена на таких торговых объектах (а также при прямых продажах и в интернете) не главный фактор в формировании покупательских предпочтений. При этом развитие электронной торговли, кооперация производителей и продавцов – представителей малого и среднего предпринимательства позволяет укрупнить бизнес.
– Практика показывает, что у хорошо знакомой и востребованной у населения продукции местных производителей нет проблем со сбытом, организованным минуя торговые сети, – добавил заместитель директора департамента.
По мнению экспертов, на законодательном уровне уже обеспечен баланс интересов крупного, малого и среднего предпринимательства. Вопросы демонополизации относятся к сфере антимонопольного регулирования. На рынке услуг розничной торговли для защиты интересов товаропроизводителей особые условия предусмотрены в отношении торговых сетей. Интересы бизнеса на местном уровне обеспечиваются через оказание государственной поддержки.
– Для решения вопросов местного значения и налаживания взаимодействия с хозяйствующими субъектами целесообразно направлять усилия на адаптацию местного бизнеса к новым постоянно меняющимся условиям, а не пытаться повернуть время вспять, навязывая лидерам рынка то, что самостоятельно не находит сбыта, – сказал Роман Колупаев.

Ретейл сотрудничать готов
Здесь нелишне будет напомнить, что еще в июне на полях Петербургского международного экономического форума губернатор Югры Наталья Комарова и директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Корпоративный центр ИКС 5» Александр Ильин заключили соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает открытие в округе новых торговых объектов компании, проведение мероприятий с участием представителей организации и товаропроизводителей Югры для обмена информацией о продукции, условиях ее поставки в магазины и последующей продажи.
Это соглашение позволит достичь увеличения доли местных товаропроизводителей в общем объеме продаж торговой сети «Пятерочка» на территории округа. Сотрудничество с федеральной сетью предполагает реализацию формата «магазин в магазине». Первый такой магазин кооператив «Ермак-Агро» откроет в Сургуте. В прикассовой зоне магазина «Пятерочка» будут организованы фирменные прилавки «Агромаркета» с отдельным продавцом и ассортиментом продукции югорских сельхозпроизводителей.
Готовность сотрудничать подтвердили и участники совещания, представляющие ретейл. Региональный директор предприятия «Лента» Василий Рудольф отметил, что их организация неоднократно проводила совместные мероприятия с местными товаропроизводителями – дегустации, конкурсы, закупочные сессии.
– Мы открыты и готовы участвовать в различных проектах на территории Югры. Наши площади позволяют представлять большой ассортимент местных товаропроизводителей. А на парковках наших комплексов предлагаем проводить сезонные ярмарки и прочие мероприятия, – отметил он, подчеркнув, что в самое ближайшее время на прилавках ретейлера в Сургуте появится и местная продукция, в том числе сыроварни, перепелиной фабрики и других товаропроизводителей.
Обрисовывая другую сторону медали, предприниматель заметил, что местные товаропроизводители неактивно идут на диалог, хотя и проявляют интерес к сотрудничеству. Поэтому нужно приложить максимум усилий с разных сторон, чтобы наладить взаимоотношение. С этим согласились представители других сетевых магазинов – «Монетка», «Красное и белое», «Метро Кэш энд Керри», – которые присутствовали на совещании.
По их словам, чтобы представить местного товаропроизводителя на территории крупного сетевого магазина, нужно приложить немало усилий – обучить правильной маркировке, логистике с учетом требований Роспотребнадзора и другим нюансам, от которых зависит безопасность продукции для потребителя.
Итогом дискуссии стало предложение организовать для местных товаропроизводителей семинары, где югорские бизнесмены могли бы получить всю необходимую информацию о том, как представить свою продукцию на территории крупных торговых сетей. Одновременно самим сетевикам рекомендовали расширить взаимодействие с малым бизнесом, в том числе путем создания «магазина в магазине», а также выделения товаров местного производства в торговом зале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Фотографии сюжета / 1 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии