×
Общество
0

Не сотвори себе Эйнштейна

Начался новый учебный год, а значит, пришло время и педагогам, и родителям на странице газеты поделиться своими наблюдениями, сомнениями, историями.


Бреду под дождем домой. В мечтах закутываюсь в теплый плед, беру чашку горячего чая и замираю где-то между книжкой и любимым сериалом,  оттаивая и расслабляясь после рабочего дня.
Но нет, вместо этого меня ждет коктейль из русского языка, математики, географии за пятый класс в равной пропорции с воплями, валерианкой и саднящим чувством вины. Смешать, но не взбалтывать. Иначе взорвется. Почему мне так мучительно делать уроки с любимым ребенком и есть ли выход из этого тупика?

Уроки снятся по ночам

Давайте скажем честно: современные родители зачастую радуются грядущим каникулам куда больше собственных детей. Шутка ли, каждый вечер после работы их ждут не сделанные уроки, над которыми нужно корпеть после работы из последних сил. В погоне за рейтингами и высокими баллами ЕГЭ школы любыми способами убеждают родителей, что сделать отличника из школьника  - задача пап и мам.
И после первого сентября жизнь многих родителей стремительно превращается в ад. Бесконечные проекты, доклады и олимпиадные задания уже снятся нам по ночам. Да и как тут забыться во сне, ведь в любой момент опять звякнет проклятый телефон, где в родительском чате снова обсуждают задачи по математике, события предстоящего праздника. И быть безответственным не очень-то получается, в любом классе находятся гиперорганизованные предки, которые уже все сделали раньше и лучше всех.
Когда читаю форум наших родителей, у меня возникает просто комплекс неполноценности какой-то. Максимум, что могу это, проверить у дочки, сделаны или нет уроки, и то не всегда. Но не садиться же самой за парту вместе с ней, я свое уже давно отучилась. Такая же история и у моей подруги, дочка которой ходит в другую школу. В каждом классе постоянно появляется все больше и больше родителей, для которых учеба ребенка превращается в смысл жизни. 
Простите, не способна на такие подвиги. 
Противоядие есть 

Безусловно, катализатор повышенного внимания к учебе со стороны родителей  - сама система нашего образования. У меня двое школьников, так что знаю, о чем говорю. К тому же если послушать большинство учителей,  то главными словами в их речах будут бесконечные рассуждения о рейтингах, призерах олимпиад, наградах и грамотах. Редко кто говорит о том, что в той или иной школе ребенку просто и комфортно учиться независимо от его природных способностей. 
По мнению частного детского психолога Анны Ваетовой, подобная гонка за успехом все чаще и чаще приводит к серьезному травмированию психики детей и подростков. Ведь если твой ребенок не Эйнштейн, с этим все равно ничего не поделаешь.
Не буду спорить, что помогать первокласснику в учебе, конечно, нужно. Дети этого возраста еще не очень собраны, им сложно привыкать к новому образу жизни, но главное, чтобы эта помощь не затянулась на долгие годы. А именно это предлагают учителя родителям и шестиклассников, и одинадцатиклассников. Извините, но последние уж точно должны понимать, что учатся для себя, а не для родителей.  
- К тому же многие дети, родители которых проявляют чрезмерный интерес к оценкам и процессу обучения, невольно начинают делать все за него, чтоб получилось лучше. В результате потом ребенок хватает «трояк» на важной контрольной, даже не потому, что не знает правильного решения задачи, а просто от страха, что надо работать самому, без помощи взрослого.  А дальше  - круг начинает замыкаться, школьник нервничает из-за оценок, переживает, что не оправдал надежды, возложенные на него заботливыми родителями. И здесь уже недалеко до комплекса неполноценности или серьезного невроза, - продолжает Анна Ваетова. 
Как  мама скажу: противоядие есть. Задайте себе вопрос: а кто, собственно, пошел учиться в школу и для чего? После полученного ответа логичным будет разговор и с учителем. В рамках беседы мама или папа вежливо и спокойно объясняют свою родительскую позицию и предпринимают попытку договориться - вместе найти способы не отбить у ребенка желания учиться. Цель разговора  - добиться сотрудничества, сделать из учителя союзника, а не врага, показать ему, что мы как родители включены в процесс, видим в учителе эксперта, прислушиваемся к его мнению, но имеем обоснованное мнение.

Учите сына учиться

Есть мнение, что дети сейчас гораздо меньше способны усваивать информацию и самостоятельно учиться. Потому как лет 20 назад такой проблемы не было. Родители не висели над детьми – те пробивались в школе сами и получали по заслугам. Если ребенок не справлялся с уроками, родители не садились за стол вместо него. То ли мы перенянчили своих детей, то ли гаджеты отнимают у них способность думать? Или, может, что-то в самой системе образования, или в нашем отношении к ней?  Обратим ли этот процесс? Есть ли выход? Вопрос, похоже, риторический.  
Но все время вспоминаю слова учителя начальной школы №29 Галины Гариной: «Конечно, участие родителя в учебе ребенка в начальной школе во многом зависит от способностей и характера малыша. Кому-то нужно лишь изредка помочь разобраться в сложном материале, кого-то контролировать систематически. Главное, сразу приучать ребенка, что уроки - это его обязанность. Помогать и учиться практически вместе, а то и за школьника, как нередко бывает, просто недопустимо». 
Вот она, ключевая формулировка: детей надо учить учиться самостоятельно. Адекватные родители в помощи  никогда не откажут. 
Ольга Райш,директор школы №2: 
- Скажу на личном примере как мама восьмиклассницы.  У меня дочь четко понимает, что хочет поступить в медицинский институт и идет к своей цели. Ходит на дополнительные занятия, занимается по необходимости с репетиторами. Бывает, что просит о помощи. В этом случае, разумеется, не отказываю. Но подобное бывает редко. Считаю, что  с 7-8 класса ребенок должен четко понимать, какое направление выбирает. Мама с папой за него жизнь не проживут, и он должен это осознавать. Что касается 11-го класса, то здесь и подавно выбор уже сделан. 
Андрей Смолин, директор школы  №17:
- Учебный год будет легким, если в нем задействованы три стороны: обучающиеся, педагог и, конечно, родитель. Родители - это законные представители ребенка, которые имеют полное право участвовать в образовательном процессе. Я сам родитель двух учеников 2 и 8 классов. По мере возможностей проверяю домашнюю работу.  Мама и папа должны быть другом своему сыну или дочери.  Общее дело – это обязательная составляющая, в том числе и образование. Но стоит помнить, что домашнее задание задается ребенку. Он должен сделать его самостоятельно. 
От автора
Мы приглашаем всех заинтересованных лиц, в том числе и школьников, к диалогу. Последним точно есть что рассказать. Подсказывайте, какие темы вас интересуют. Возможно, хотите задать вопрос специалистам департамента образования?  Если так, то поможем. 
Вопросы, предложения принимаются по электронной почте nvart2@yandeх.ru и на нашей страничке во «ВКонтакте». Можете напрямую обратиться к журналистам. Наши телефоны указаны на последней странице газеты. 

Теги статьи: #Нижневартовск #Новый #учебный #год

Автор текста: Мария Субботина   Автор фото: Юрий Ипполитов

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии