Пьеса-перевертыш Марии Огневой стала следующей в череде театральных читок.
Напомним, ТЮЗ в этом сезоне запустил новый проект. Суть его заключается в том, что актеры читают пьесы современных авторов, а зрители после голосуют за понравившиеся. По итогу на основе одной из пьес будет поставлен спектакль в следующем театральном сезоне. Автор проекта и режиссер - Ксения Лескова.
В минувшую пятницу состоялась премьера уже второй читки. На этот раз театр взял новую высоту, достаточно серьезный и тяжелый материал - пьесу «За белым кроликом». Ксения отнеслась к тексту бережно, оставив оригинал практически не тронутым, поменяв местами лишь несколько сцен. В читке была задействована большая часть труппы театра. По словам режиссера, над материалом работали сообща. Актеры самостоятельно додумывали подходящие образы для своих персонажей, буквально в последний момент добавляя те или иные детали.
Не сказка
Первое, что бросилось в глаза - это пространство, в котором собрали зрителя. Парадокс, но отсутствие привычных границ между сценой и залом добавило воздуха, но не особо повлияло на внутренние ощущения. С каждой новой страницей, прочитанной актерами, атмосфера легкости и детской сказочки улетучивались, погружая все больше в жуткие подробности истории. Казалось, что дышать становится труднее и стены вокруг сжимаются в кольцо.
- Когда зритель приходит, он вовлекается во всю эту игру и думает, вот сейчас начнется добрая сказочка типа «Алисы в стране чудес». А история-то не про это, - рассказывает Ксения Лескова. - В этом обманка, в этом гениальность Марии Огневой. То, что она сделала такой вот перевертыш. И когда в финале осознаешь происходящее, ты понимаешь, насколько это круто написано.
А написана пьеса на основе реальных событий - жестокого убийства двух девушек. Мы узнаем о подобных трагедиях из новостей. Они могут нас волновать или обходить стороной. Могут пугать. Но такие истории имеют место быть. Удивительная сила театра в том, что здесь можно поднимать темы любой сложности, обсуждая их мягко и терапевтично. Чтобы абстрагироваться от документального ужаса случившегося, автор создает двоемирие, параллельную реальность. В этой реальности она дает возможность говорить героиням уже после смерти. И девушки, две Алисы, падающие в кроличью нору, делятся своими чувствами и мыслями.
Символично вплетает Огнева в другую реальность, более понятную нам, общенародное телевизионное шоу. Каждому его участнику - от экстрасенса до страдающего синдромом выжившего - есть что сказать. Пытаются говорить и матери Алис. Проживая горе, смысл существования каждой из них трансформируется от попыток понять, в чем они оступились, до желания во что бы то ни стало наказать убийцу. Тем временем в воздухе продолжает висеть немой вопрос: а если бы героини не прыгнули в кроличью нору, что тогда?
Кролику в этой истории отводится особое место. Он, словно внутренний голос и вечный спутник, подкидывает идеи. Он рассказывает девушкам о норе, но вот решение нырнуть в нее принимает каждая самостоятельно. Персонажа кролика играют сразу два актера театра - Георгий Калинин и самый необычный член труппы - декоративный кролик Клумпи Думпи. Для последнего читка стала дебютом.
- Это кролик моей дочери, он живет в нашей семье уже три года, - говорит актриса Екатерина Григорьева, сыгравшая одну из Алис. - Сегодня у него была премьера.
Сложная тема
Формат читки получился не совсем традиционный. Он скорее напомнил имерсивный спектакль, когда зрителя погружают в происходящее на сцене, делая соучастником действа. Несмотря на это интерактива было немного. Ровно столько, сколько можно осилить, следуя за белым кроликом. Актерам ТЮЗа, играющим преимущественно детские спектакли, было интересно примерить на себя новые роли, но вместе с тем это оказалось эмоционально непросто.
- Сейчас говорить о своих впечатлениях тяжело, хочется подуспокоиться. Приходилось сдерживаться во время читки, - делится своими эмоциями Екатерина Григорьева. - Я как мать дочери, естественно, не могу спокойно слышать этот текст, спокойно думать об этом. Наша жизнь полна таких вот кроличьих нор, и ты не знаешь, делая шаг, упадешь в следующую секунду или останешься на месте. Пьеса хорошая, мы с удовольствием с ней работали.
По словам Ксении Лесковой, говорить на такие сложные темы стоит, и не только в театре.
- Мне кажется, это очень полезные темы, - считает режиссер. - Что касается театра, у нас часто сейчас его воспринимают как средство развлечения, а ведь это еще и место очищения, место силы. Например, побывав на этой читке, все выходят со своими мыслями. Тут есть о чем подумать. Мне кажется, это важно в наше время - думать.
Следующая читка пьесы «За белым кроликом» состоится 28 апреля. Билеты можно приобрести по Пушкинской карте. Рекомендуемый возрастной ценз 16+.
Справка «МВ»
Театральные читки - это прочтение пьесы по ролям, при этом действия разворачиваются вне физической области, а в воображении у зрителя. Это такой театр в голове. Бытует мнение, что многим не нравится ходить на готовые спектакли и они выбирают именно читку, поскольку именно в ней есть простор для личной фантазии. То есть зритель сам может представить персонажей, представить локацию и так далее.
Напомним, что первой, прочитанной в театре в рамках нового проекта, стала пьеса Евгения Шестакова «Три плюс кот». Она была встречена зрителями с такой теплотой, что было решено повторить читку. Кроме того, с началом проекта открылась новая локация театра, в которой и знакомят зрителя с современной российской драматургией.
В Нижневартовске читки проводят уже не первый год. Одним из постоянных организаторов таких встреч выступает независимое театральное объединение «Куст №6».
Опубликованных комментариев пока нет.