77.8823   $ 71.5962





×
Общество
0

Непривычная школа

С этой недели сургутские школьники переходят на дистанционное обучение


Как учителя будут проводит онлайн-уроки с целым классом? Смогут ли вести привычный контроль за освоением программы? Какую роль должны взять на себя родители, и как будет выглядеть учебный процесс в новом формате? Пока в новой системе вопросов больше, чем ответов. 


В силу обстоятельств
На преждевременные каникулы в связи с эпидемиологической обстановкой школьники Югры отправились 19 марта. В течение двух недель они учились в опробованном ранее режиме — получали домашние задания по электронным средствам связи, выполняли их и отправляли учителям на проверку. Однако из-за того, что режим самоизоляции в стране был продлен [пока — до конца апреля], с этой недели ученики российских школ впервые для себя массово начали дистанционное обучение.   
Как говорят в сургутском департаменте образования, внедрять интерактивные инструменты дистанционного образования (где происходит взаимодействие учителей и учеников в реальном времени) в школах города начали в этом учебном году.
— Это, прежде всего, интерактивные инструменты инфор-мационно-образовательных сред «УЧИ.ру», «Мобильное электронное образование», «Российская электронная школа», «ЯКласс», «Открытая школа» и другие. Информационно-образовательные среды позволяют на расстоянии взаимодействовать учителю и учащимся для реализации не только образовательной программы, но и индивидуального образовательного маршрута, — рассказала директор департамента образования Сургута Ирина Замятина.
При этом острой потребности в опробовании дистанционных технологий у сферы муниципального образования не было. На сегодня ни к одной из городских школ не прикреплены ученики, находящиеся исключительно на таком виде обучения.


Без мамы не обойтись
Родителей сургутских школьников с новыми платформами познакомили заранее. На первых порах процесс требует полного вовлечения родителей, особенно, если речь идет о начальной школе. Нельзя сказать, что освоение новых инструментов дается пользователям легко.
Маргарита Стукова учится в четвертом классе. Регулярный образовательный процесс давно занимает большую часть ее жизни: помимо освоения общеобразовательной программы, она также занимается вокалом в студии дополнительного образования и учится в музыкальной школе по предмету «фортепиано».
Выполнением домашних заданий из школы и изучением музыкальных партий она занимается практически с утра до вечера, ведь дистанционный формат, как оказалось, занимает гораздо больше времени. Благо, что в этот период ей активно помогала мама, временно перешедшая на удаленный режим работы.
— Помимо выполнения домашних заданий, у меня также уходит полдня на то, чтобы снимать на камеру все музыкальные уроки, отправлять видео преподавателям и получать от них обратную связь, — рассказывает мама школьницы Татьяна Стукова. — Далее мы делаем работу над ошибками. И в итоге обучение затягивается до вечера. Возможно, нужно более компактно организовать процесс, но пока получается только так.
Когда ребенок находится в школе, он, конечно, большую часть вопросов решает с педагогом напрямую. В случае дистанционного образования родитель выступает посредником практически в каждом вопросе. Ученикам начальных классов достаточно сложно разобраться в работе электронных площадок самостоятельно.
— Я столкнулась еще и с тем, что должна объяснять ребенку какие-то темы, опираясь на методику преподавания, которой не владеет обычный родитель без специального образования, — продолжает Татьяна. — Я регулярно консультируюсь с преподавателями по этим вопросам. И это, конечно, занимает еще больше времени. Возможно, есть родители, которые ограничиваются тем, что подключают ребенка к онлайн-платформе и оставляют его один на один с новой технологией. Но тогда, наверное, и результат будет соответствующий. Надеюсь, что дальше будет проще. Нельзя позавидовать родителям, у которых два или даже три школьника. Для их обучения к тому же нужно иметь как минимум два компьютера в доме.
Платформы для дистанционного обучения, предложенные сургутским департаментом образования, школьники уже начали испытывать. Изначально та же Российская электронная школа собрала немало хвалебных отзывов. Формат работы в ней оказался удобным и понятным. Там содержатся видеоуроки и задания к ним для учеников 1–9 классов. В каждом уроке достаточно подробно рассказывают тему, после чего школьники выполняют задания и тут же получают по ним оценки. Результаты сохраняются в электронном профиле каждого ребенка. 
— Первое впечатление было очень положительным, — говорит Татьяна Стукова. — Но затем мы столкнулись с тем, что платформа просто не дает нам доступ к каким-то опциям. Видимо, все большее количество людей стало использовать эту площадку, и из-за этого у нее происходят сбои. Мы успели прослушать один из уроков, а выполнить задания уже не смогли.


Новые возможности
О том, что онлайн-сервисы могут не выдержать большого наплыва обучающихся, на днях в интервью РБК рассказала «Учитель года России – 2019» Лариса Арачашвили. Помимо трудностей онлайн-доступа и качества электронных уроков специалистов образования беспокоят также вопросы дистанционной организации обучения столь большого количества школьников. Даже в традиционном режиме педагоги не всегда могут обеспечить контакт со всем классом и удержать его внимание. 
— Только представьте: учителю нужно проводить онлайн-уроки с 30–35 учениками. При этом у каждого из них по фото и по видео нужно будет проверить выполнение домашних заданий, занести это все в журнал. Это, в принципе, не подъемно для нашей образовательной системы, — рассуждает директор частной школы «Белая ворона» в Сургуте Анастасия Панасюк.
В школе Анастасии дистанционные технологии осваивают с первых дней работы. У «Белой вороны» есть ученики, получающие образование исключительно в дистанционном формате. У учреждения не возникло проблем с временным переводом на дистанционную форму и остальных учеников, ведь классы здесь не такие многочисленные, как в муниципальных школах. Но, даже несмотря на это, Анастасия Панасюк уверена в преимуществах очной формы обучения:
— Среда необходима детям для формирования социальных навыков. Общение в нынешнем режиме — это так или иначе искаженная реальность. Только живое общение способствует формированию нравственности ребенка и пониманию того, что такое хорошо или плохо. Из среды невозможно убежать. Если ты что-то сделал, то ты остаешься там и не можешь просто выключить экран, чтобы избежать последствий.
Однако вынужденный переход на онлайн-обучение в «Белой вороне» оценивают как вызов, приняв который, и дети, и родители смогут овладеть важными в современном мире навыками. Неизвестно, какие еще ситуации могут заставить школьника получать образование удаленно.
Не застрахованы от такого вида работы и родители. И сейчас, даже несмотря на скепсис в отношении новых инструментов, они вынуждены считаться с технологиями будущего.  
— Дистанционное обучение шагает по миру семимильными шагами. В Сургуте семей, выбирающих для своих детей такое образование, также становится все больш, — продолжает Анастасия Панасюк. — В дистанционной форме открывается много возможностей. Платформы активно совершенствуются, многие из них становятся бесплатными. Овладение этими навыками станет большим шагом вперед для всей нашей образовательной системы. 


Школы Сургута готовы к работе по удаленке. При этом присутствовать на уроке не выходя из дома будут не только ученики, но и учителя. Об этом рассказала замглавы Сургута Анна Томазова: 
— Система апробирована в актированные дни, но первые дни возможны сбои. Проблем из-за нехватки компьютеров в семьях сургутян не предвидится. Обучаться в онлайн-режиме школьники смогут с любого другого гаджета, имеющего выход в интернет, - планшета или смартфона. Если у семьи школьника нет и этой техники, вопрос будет решать его образовательное учреждение в индивидуальном порядке. Семьям, в которых проживают несколько школьников, также не стоит опасаться, что кто-то из детей не попадет на онлайн-занятия из-за того, что в это же время за компьютером будет обучаться брат или сестра. Школы прорабатывают расписание занятий с учетом таких потенциальных накладок

Автор текста: Наталья Антонова   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии