Сургутская прокуратура совместно с пожарными и надзорной службой завершает проверку высотных домов на предмет пожарной безопасности. Результаты будут подведены и озвучены чуть позже, единственная конкретика на сегодня - прецедент для вмешательства прокуратуры в контроль за этой сферой городской среды безусловно есть. Но трагедия, случившаяся чуть больше месяца назад в одной из сургутских высоток (впрочем, о которой большинство горожан уже начали забывать), создала еще один прецедент. А точнее – повод задуматься, насколько наш город в принципе защищен от пожаров.
Эту тему «СТ» обсудила с и.о. начальника отряда федеральной противопожарной службы №1 Алексеем Кравченко. На протяжении беседы пожарный много раз делал ремарки, что в целом ситуация под контролем и для паники поводов нет. Но круг обозначенных им проблем (не все из которых даже отражены в данном материале) вызывает тревогу.
Минное поле эксперимента
Сургут продолжает развиваться. И развивается он одновременно с постоянно меняющимися требованиями нормативно-правовой базы. Наиболее яркий тому пример - ситуация с парковками. Когда город застраивался пятиэтажками, возле них необходимо было обеспечить жильцов одним парковочным местом на десять квартир - сегодня эти цифры «плавают». Норма-то есть, но вот ее реальное исполнение не всегда соответствует действительности.
- Я живу в доме на 620 квартир, - приводит пример Кравченко. - В нем есть подземный паркинг на 300 мест. Казалось бы, места должно хватить всем, но! Рядом расположены еще два дома. И каждый из жильцов ищет право на клочок придомовой территории. Которое, в принципе, прописано в его свидетельстве о регистрации права. Как и где им организовать карманы для техники спецслужб, если их - карманов - в принципе нет. А проект застройки был согласован на всех этапах.
В разработке проектов застройки территории пожарные службы участия не принимают. Их подключают уже по итогам, когда объект достроен и должен быть принят в эксплуатацию. Понятно, что на этом этапе большинство нарушений устранены быть не могут: для этого нередко дом надо снести и строить заново! Он будет заселен жильцами, которые, скорее всего, и не будут догадываться о том, что поселились на минном поле замедленного действия. А управляющая компания будет раз в три года платить штрафы за нарушения правил противопожарной безопасности, устранить которые просто не в силах.
Географическое неравенство
- Давайте рассмотрим простейший вопрос. Как обеспечены частями пожарной охраны территории города, - предлагает Кравченко. - В основном пожарной охраной занимаются федеральные службы, хотя закон предполагает и другие виды организаций. Справедливости ради надо сказать - совершенного механизма создания муниципальной противопожарной службы в настоящее время не существует.
Муниципальное подразделение пожарной охраны в Сургуте когда-то было (создавалось в 1991 году, сейчас это ПЧ № 18). У муниципалитета были ресурсы и для содержания, и для развития. Сегодня развития нет. Новым оборудованием бойцов на местах федеральное руководство не радует.
- Теоретически город от огня не прикрыт, - признает Кравченко. - Четыре подразделения пожарной охраны даже для населения в 250 тысяч человек, а в Сургуте численность гораздо выше, это ничто. Согласно всем нормам и требованиям их должно быть как минимум 13, чтобы охватить всю территорию.
Ближайшее пожарное подразделение от большинства дачных кооперативов, где также постоянно проживают люди, расположено в десяти километрах. По нормам первое пожарное подразделение должно прибыть к месту возгорания в течение десяти минут. Не трудно подсчитать, что при таких условиях задача выполнена быть не может.
- Тем более с существующей транспортной схемой города. Я замерял - средняя скорость в час пик в Сургуте всего 9,5 км/ч, ниже, чем в Лондоне, там 12. И даже преимущественное право передвижения со световыми и звуковыми сигналами мы не можем в полной мере использовать, - констатирует пожарный.
Два-три раза в год пожарные машины становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. И каждый раз признаются виновниками ДТП. Пример очередной юридической коллизии: с одной стороны, водитель пожарной машины имеет право беспрепятственно пересекать перекресток, а остальные участники движения должны дорогу ему уступить. Но когда случается ДТП, обвиняют именно водителя спецтранспорта, ведь именно он ехал на запрещающий сигнал.
Именно поэтому у сургутских пожарных был создан внутренний регламентирующий документ, предписывающий ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ на запрещающий сигнал светофора.
Сам не ам и тебе не дам!
Еще одна ситуация, о которой ни за что не подумаешь, пока лично не столкнешься, - это противостояние между управляющими компаниями и инициативными жильцами, вздумавшими отказаться от услуг коммунального ОО путем создания ТСЖ. Один из методов «мести» УК в таких случаях - отказ передать собственникам противопожарное оборудование дома. Если таковое вообще имеется (о нежелании управляющих компаний заниматься системами противопожарной безопасности «СТ» писала неделю назад).
- Причины могут быть разные, но результат один: дом противопожарной системой после изменения системы управлениям не укомплектован, - резюмирует Кравченко. - Жильцы вынуждены восстанавливать его за свой счет. Кстати, после этого они - жильцы - начинают относиться к оборудованию более бережно.
Мертвые зоны
- Живете вы, допустим, в пятиэтажке, в центре. В минуте ходьбы от пожарной части. И думаете, что вам ничего не угрожает. Но на деле все может оказаться совсем не так. С одной стороны она вся может оказаться в линиях электропередач, а с другой - в старых березах и соснах. Тут не то что спецтехнику не поставить, а даже брезентовое полотно, которое мы используем для эвакуации пострадавших с высоты до десяти метров, тоже не применить! Его растянуть негде, - обозначил еще одну очевидную, но в повседневной жизни незаметную проблему Кравченко.
- И что делать?
- А как изменить то, что уже построено и существует десятилетиями? Теоретически можно. Инициатива должна идти от самих жителей. Через своих депутатов они могут выйти с предложениями внести изменения в нормативные градостроительные документы на главу города. Но это теория. Лично я неоднократно писал главе о необходимости создания новых мест дислокации пожарных подразделений, оптимизации численности расчетов и так далее. Но этот вопрос не в его компетенции, это уже полномочия субъекта федерации.
Бывший начальник по надзорной деятельности неоднократно предлагал создать в структуре городской администрации должность консультанта по противопожарной безопасности, который бы рассматривал проекты зданий и сооружений, а также - комплексной застройки территорий, и от начала до конца строительства контролировал бы, как они выполняются. Но и это предложение тоже не было реализовано.
Требуется политическая воля
Справедливости ради стоит отметить, что какие-то шаги по организации противопожарной безопасности городская власть предпринимает. К примеру, пытается организовать порядок во дворах. Но по большому счету пока только на словах. Эта работа должна быть жестче.
- Меры, которые предпринимают власти, не должны носить рекомендательный характер. Особенно если от них зависит безопасность граждан. Что-то необходимо предпринимать даже вопреки воле собственников, находить механизмы. Потому что это им во благо, просто люди об этом мало задумываются. Ведь смог же в итоге тот же «Сибпромстрой» обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорта, с помощью ГИБДД, привлекая эвакуаторы организовав одностороннее движение во дворе, пусть пока что только в одном. Но и этот факт - уже прецедент. Такую работу необходимо провести по всему городу, и не только по этому направлению.
Пока статья готовилась к публикации, «СТ» стало известно: при участии властей в городе создалась еще одна межведомственная комиссия, задача которой – организовать движение во дворах многоквартирных домов более десяти этажей. Пусть маленький, но все же шаг по решению одной из проблем. Главное, чтобы процесс на этом не остановился.
Опубликованных комментариев пока нет.