Сегодня каждая школа решает проблемы инклюзивного образования. Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа, в которой наравне с обычными детьми учатся 54 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в режиме инклюзии работала всегда. Именно благодаря своему уникальному опыту сегодня она является федеральной пилотной площадкой по апробации государственных стандартов для незрячих детей и детей с аутизмом. Кроме того, школа начиная с этого года стала одним из семи региональных опорных образовательных центров Югры, которые призваны распространить среди педагогов автономного округа опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития и транслируют свой опыт для педагогов Когалыма, Покачей, Лангепаса и Мегиона. Несмотря на ее зрелость, школе сегодня исполняется всего двадцать лет.
20-летний юбилей - радостное событие и хороший повод подвести итоги. Наша школа распахнула свои двери в далеком теперь для нас 1996 году. Первыми ее учениками стали 47 детей, состоящих на диспансерном учете в Нижневартовском противотуберкулезном диспансере. Школа с первых дней отличалась от других образовательных учреждений особой атмосферой тепла и уюта. Маленькая, расположившаяся в типовом здании бывшего детского сада, она функционировала не только как образовательное учреждение, но и занималась оздоровлением своих учеников. Статус - «санаторная» школа сохранила до сих пор. А в остальном за двадцать лет - выросла и приумножила так, что на сегодня соответствует всем самым взыскательным требованиям к современной школе. Сейчас много говорят об инклюзивном, или включающем образовании, а наша школа свои первые шаги в этом направлении начала делать еще в 2010 году, когда официально понятие «инклюзия» в российском законодательстве не было еще закреплено, а потребность в обучении детей, имеющих проблемы со здоровьем, существовала. И понимание тогдашним руководителем нашей школы – Мухамматом Ишбаевым данной проблемы, его личная убежденность в правильности выбранного дальнейшего пути развития школы, принятие и признание педагогами ценности каждого ребенка дало нам возможность обучать в среде сверстников в обычной общеобразовательной школе детей с особыми образовательными потребностями (с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, аутичного спектра и задержкой психического развития). Конечно же, реализация на практике одной из основных идей модернизации российской системы образования требовала значительных реформ и изменений, проводимых коллективом школы не одним днем, а в течение нескольких лет, поэтапно, в рамках разработанной долгосрочной стратегии. Результатом которой стало создание внутри школы особого образовательного пространства, включающего в себя: организацию доступной, безбарьерной среды,касающейся не только архитектурной доступности, как принято считать в традиционном понимании, но и предусматривающей также адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам каждого ребенка; его психолого-педагогическое сопровождение; кадровое, научно-методическое обеспечение образовательного процесса.Включение детей с особыми образовательными потребностями в среду сверстников стало эффективным решением проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. При этом важно отметить, это никак не ущемило права всех остальных учеников, а наоборот - явилось для них положительной доминантой, благодаря чему ребята научились уважать и ценить своих одноклассников с особыми потребностями, сопереживать и помогать им. Из 235 учеников, обучающихся на сегодня в школе, 54 – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. И пусть мы только в самом начале пути, нам есть чем поделиться. Так, например, опыт школы, представленный в 2015 году на II Всероссийском конкурсе «Инклюзивная школа-2015», был высоко оценен: Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа стала лауреатом в номинациях «Лучшая школа, реализующая инклюзивную практику» и «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса». И это признание дорогого стоит. Потому что за ним стоит огромный труд всего педагогического коллектива, каждый из которого отличается высоким профессионализмом, преданностью любимому делу, творческим подходом к работе.
Опубликованных комментариев пока нет.