Впервые в России
Мировая премьера фильма «Ночь королей» состоялась в рамках международного кинофестиваля в Венеции в 2020 году. Картина примечательна для югорского фестиваля еще по нескольким причинам. Как рассказал программный директор «Духа огня» Борис Нелепо, это первый фильм из Кот-д’Ивуара, принявший участие в югорском международном конкурсе. Режиссер Филипп Лакот родом из этой страны, но живет и работает во Франции. Поэтому и фильм является совместным производством этих двух стран, а также Сенегала.
Такое сотрудничество, в частности, позволило привлечь к съемкам известного французского актера Дени Лавана, многим российским зрителям известного по совместной работе с Чулпан Хаматовой в картине «Тувалу». А еще он много снимался у Леоса Каракса, который возглавлял международное жюри на «Духе огня» в 2007 году.
– Мы очень долго вели переговоры, чтобы российская премьера этой ленты состоялась именно у нас, в Ханты-Мансийске, – заметил Борис Нелепо.
А еще этот фильм, в отличие от большинства работ, представленных на «Духе огня» в этом году, в большей степени отражает страсть к магическому реализму, признался программный директор фестиваля:
– Действие происходит в известной тюрьме Кот-д’Ивуара La Maca. Режиссер знает ее не понаслышке – когда-то там оказалась его мать, и он ее часто навещал, будучи подростком. И фильм снят в реальных декорациях. Но обычно жанр тюремного кино подразумевает натуралистическое, жесткое повествование. А эта картина является полной противоположностью такому видению, сочетая в себе элементы ритуального театра, мюзикла, хореографии и даже фэнтези, в частности афрофэнтези.
Кроме того, французское название фильма является отсылкой к произведению Шекспира «Двенадцатая ночь» – во французской версии пьеса великого английского драматурга как раз называется «Ночь королей». А еще в ленте явно присутствует намек на сюжет «Тысячи и одной ночи».
– Это фильм про силу воображения, умение рассказывать истории, о том, что вымысел как акт искусства, как сказка на самом деле порой может оказаться спасительным, и в художественном, и человеческом плане он в чем-то может быть важнее, нежели строгий суровый реализм, – подытожил Нелепо.
О душах моряков
На полях Международного кинофестиваля «Дух огня» состоялась и российская премьера ретроспективы испанского режиссера Лоиса Патиньо «Красная луна».
– Последние годы Галисийский регион породил новую волну молодых режиссеров. И Лоис Патиньо – один из них. Он не просто пионер галисийского кино, а его главное действующее лицо. Мы его сразу пригласили на фестиваль после премьеры в Берлине. Он дважды должен был приехать, но из-за пандемийных ограничений не смог, а сейчас занят новым проектом. Нам было очень важно показать эту картину на большом экране, потому что ее красота раскрывается именно в кинотеатре, – пояснил Борис Нелепо.
Центральная сюжетная линия фильма – исчезновение местного моряка Рубио, известного тем, что он находил десятки тел людей, потерпевших кораблекрушение. В его отсутствие деревня буквально замирает. За кадром мы слышим монологи парализованных жителей, размышляющих о течении времени, чудовище и судьбе Рубио. Несмотря на то что они все время стоят неподвижно, их внешняя среда кипит жизнью: бегают лошади, роятся насекомые, журчат ручьи, волны разбиваются о скалистый берег.
В своей картине, похожей на мистическую медитацию, Лоис Патиньо применяет особый стиль повествования. Многие вещи остаются необъяснимыми: явление красной луны, парализованные жители деревни, потерянная душа Рубио и другие.
Мнение зрителей
Ирина:
– Я сходила на три фильма российского, индийского и канадского производства. Картины в очередной раз убедили меня, что социальные проблемы во всем мире одинаковые. Режиссеры подняли проблему домашнего насилия, бедности, токсичного окружения. Кто-то из них, как Винотражд П. С. из Индии, списал сюжет с будней близких. Канадский режиссер использовал опыт работы в соцсфере своих родственников. И практически все создатели кинолент оставляют своим героям шанс выбраться из социального неблагополучия.
Все фильмы, на которые я сходила, произвели впечатление, заставили задуматься о жизни.
Виктор:
– Я ходил на пять-шесть фильмов и на три коротких метра. Очень четко прослеживаются общие темы: домашнее насилие и проблемы подростков, взаимоотношения родителей и детей. Особенно понравились фильмы «Межсезонье» и «Я иду искать». А с некоторых ушел уже через 15 минут после начала – в них, по-моему, совершенно не прослеживался сюжет, практически не было диалогов.
Опубликованных комментариев пока нет.