Нефть в новом свете
«Нокка» – это совместный проект Центра народных художественных промыслов и ремесел, Музея геологии, нефти и газа и участников программы арт-резиденции «Ремесло. Югра. Дизайн», которая проходила весь прошлый год.
– Ребята поработали с макросъемкой нефти. Визуальный ряд – снимки югорской нефти – предоставил музей, а центр ремесел обеспечил искусствоведческое сопровождение: что можно интегрировать в работу с черным золотом, какие можно использовать знаки, древние визуальные коды, орнаменты. Поскольку семантика – вопрос сложный, всегда нужна помощь профессионалов, которые хорошо в этом разбираются, – пояснила автор проекта, дизайнер, искусствовед Ксения Илауски.
В итоге получилась совершенно новая по замыслу коллекция одежды и аксессуаров. Дизайнеры создали платки, палантины, шарфы, рубашки, жакеты и свитшоты, где нефть заиграла новыми красками.
– Часто, когда мы говорим про сувениры, связанные с нефтью, многие представляют, что это какая-то колбочка с черной маслянистой жидкостью. А наши ученики благодаря сложным техническим, художественным и дизайн-экспериментам показали, что нефть не только черная или коричневая, – мы увидели яркие узоры из разливов, модную природную абстракцию, это новая эстетика. Это уникально, потому что Югра стала основоположником нового стиля в моде и дизайне, где объединили промышленное достояние региона с культурным. Это удивительно, нефть в новом свете вызывает изумление, – сказала Ксения Илауски.
Нас поставили в пример
Эти изделия регулярно кочуют по всероссийским и мировым выставкам, и лишь часть из них можно увидеть в центре ремесел в окружной столице. К слову, сейчас Ксения готовит коллекцию к демонстрации еще на одном крупнейшем событии – форуме-выставке «Россия», который откроется в этом году 4 ноября и завершится 12 апреля. Здесь будут представлены главные достижения регионов в науке, экономике, промышленности, реализации крупных инвестиционных проектов, образовании, культуре, здравоохранении, туризме и других областях.
– Во время программы арт-резиденции народного искусства и дизайна, которая впервые в России прошла именно в Югре, состоялись сессии в Ханты-Мансийске, Урае, Кондинском районе, а их участниками стали ребята из многих регионов нашей страны. Программа послужила трамплином для рождения новых югорских брендов на основе кодов народного искусства, – отметила Ксения Илауски. – Высшая школа экономики провела исследование, по итогам которого выпустили дайджест, где целую рубрику в разделе «Лучшие российские практики» посвятили Югре. В нем рассказали, как мы работаем с креативными индустриями на основе народных художественных промыслов. Нас поставили в пример другим регионам. Мы можем гордиться тем, что Югра возглавила топ-3 регионов России по количеству территориальных брендов, которые работают с локальной идентичностью.
Отметим, что ребята – участники арт-резиденции проделали большую работу. Благодаря интенсивной годовой программе творцы создали свои «свежие» коллекции, бренды на основе традиционного искусства, которые можно интегрировать в современную жизнь. Как пояснила искусствовед, куратор проекта, этот прием называется «адаптация традиционного в современные наряды».
Центр народных художественных промыслов и ремесел инициировал программу для того, чтобы объединить талантливую молодежь, погрузить ее в изучение канонов народного искусства и увидеть новые творческие решения, что они и получили. Креативные молодые люди создавали не только одежду и аксессуары, но и предметы мебели, картины, украшения, мерч (это такая сувенирная продукция с символикой организации, но в нашем случае – региона). В Югре создали блокноты, раскраски, открытки, маски для сна, вазы, подсвечники, блюда и тарелки на основе локальных культурных кодов, например технологии плетения циновок обских угров, знаменитой остяцкой вышивки, старинной росписи русских старожилов Севера.
Опубликованных комментариев пока нет.