58.0613   $ 59.4043




######### Var ##########
Array ( [21525] => Array ( [UF_NAME] => Многовековая Югра [UF_XML_ID] => 21525 [UF_SORT] => 10 ) [koronavirus_v_yugre] => Array ( [UF_NAME] => Коронавирус в Югре [UF_XML_ID] => koronavirus_v_yugre [UF_SORT] => 20 ) [druzya] => Array ( [UF_NAME] => Друзья [UF_XML_ID] => druzya [UF_SORT] => 30 ) )
×
Общество
0

Новое дыхание старины

Читать «Новости Югры» в

В течение трех дней в нашем городе работала летняя школа в рамках арт-резиденции «Ремесло. Югра. Дизайн». Она стала площадкой для обмена опытом и создания уникальных совместных работ мастеров народного творчества со всей страны.

Окружной проект реализовывался на базе Центра народных художественных промыслов и ремесел.

У нас в гостях побывали мастера, художники, дизайнеры из Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тывы, Бурятии, Тюмени, Иркутска.

Участники встречи работали в различных направлениях: изучали традиции обработки металла, вышивку остяков и вогулов, знакомились с уникальными старинными костюмами и орнаментами. Для того, чтобы узнать больше о северной керамике, мастера и художники выехали в поселок Половинку и посетили Учинский историко-этнографический музей имени Анатолия Хомякова.

В конце каждой тематической сессии устраивались практические лаборатории, где мастера, объединившись в команды, создавали собственные экспериментальные эскизы для будущих изделий.

– Эта встреча – уникальное событие для округа и для страны в целом, когда на основе народного искусства рассматриваются современные тенденции, – рассказывает директор Центра народных художественных промыслов и ремесел Югры Ольга Бубновене. – Наша цель – показать, что народное творчество может жить и сегодня. Не только его красота, а философия, глубинный смысл. Все это может войти в нашу действительность. Пусть даже через отдельные элементы, которые украшают одежду или предметы быта. Мы ориентированы главным образом на молодое поколение. Именно поэтому среди наших участников – начинающие мастера, студенты художественных колледжей, преподаватели школ искусств.

Гости с восторгом отзывались о встрече. Каждый смог почерпнуть для себя что-то новое и интересное, вне зависимости от той направленности, в которой работает.

Фёдор Тулохонов, пожалуй, дольше всех добирался до Урая. Мастер по художественной обработке дерева приехал в наш город из поселка Усть-Ордынского Иркутской области.

– Я впервые на подобном мероприятии, да и вообще в ваших краях, – делится гость летней школы. – Мне очень понравился город, понравилось то, как тепло нас здесь встретили. Я в полном восторге от поездки в Учинский музей, образцов глиняной посуды, которой пользовались еще до нашей эры, от культуры местных народов ханты и манси. У нас, в Прибайкалье, коренной народ – это северные буряты. Собственно, я и сам к ним отношусь. Мне было удивительно, как много у нас общего. Быт и культура схожи, – признается он.

Фёдор занимается своим ремеслом с раннего детства. Буквально в два-три года будущий художник впервые взял в руки лобзик.

– Родители меня этому не учили. Думаю, во мне зазвучал зов предков, – рассказывает он. – Я уверен, что мы должны делать все возможное для того, чтобы сохранять свои культуру и наследие, передавать их детям. Радует, что в последнее время этому уделяется все больше внимания, и люди активно интересуются своими корнями. У нас, у бурятов, к примеру, принято знать свою родословную минимум до седьмого колена, – поделился мастер.

Участники встречи говорили о том, что душа народа живет в искусстве. Заключительный день летней школы мастера посвятили урало-сибирской росписи русских старожилов, раскрывали секреты ремесла и придумывали, как применить роспись в декорировании современных предметов.

– Я специализируюсь именно на этой технике. Она называется двойной мазок, – рассказывает заведующая урайским филиалом школы-мастерской народных промыслов Наталья Конюхова. – На один край кисти мы наносим белый цвет, а на другой – желтый, красный, зеленый или синий. В урало-сибирской росписи ограниченная палитра цветов. Все – основные цвета природы.

В этой художественной манере используются не только природные оттенки, но и природные мотивы – цветы, ягоды, иногда птицы.

– В старину таких мастеров-художников называли красильщиками. Они ходили по деревням и расписывали дома и различную бытовую утварь, – говорит Наталья. – Снаружи избу разрисовывали редко. В основном – внутри. К примеру, печи, стены, мебель, сундуки. Из предметов быта – прялки и коромысла.

Примечательно, что красильщиками были только мужчины, а вот заказчицами их работ – именно хозяюшки. Оно и понятно: какая женщина не любит цветы, пусть даже и нарисованные.

Вот и у меня от такой красоты просто дух захватило. Тоже захотелось взять в руки краски и кисточку, и я даже дала себе слово обязательно попробовать. Быть может, получится расписать так, к примеру, стены на балконе.

Фото автора


Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.

Автор текста: Алёна Моисеева   Автор фото: Алёна МОИСЕЕВА

Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте



Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться