×
Общество
0

Новое звучание

Музыканты рассказали, как выступают перед онлайн-аудиторией и что теперь могут видеть зрители


В отличие от столичных консерваторий и филармоний, к сургутским музыкантам живых зрителей Роспотребнадзор до сих пор не пускает. Но артисты приспособились. Тот случай, когда пришлось.  Виртуальные концерты теперь дают не только солисты или ансамбли, а целые оркестры. В том числе и симфонические.


Через экран
Софиты, микрофоны, полный зал операторов. Музыканты сургутской филармонии готовятся встретиться со своим зрителем. Нет, не вживую, конечно, – в Югре так и не сняли ограничений с живых музыкальных концертов. Коллектив «Сургут Экспресс Бэнда» готовится к виртуальному выступлению. Артисты волнуются больше обычного.
– Ощущения непривычные. Это ж какое–то таинство, когда зрителя видишь, успеваешь его глаза разглядеть, а не только дирижера. Обычно видишь реакцию зрителя в зале, а тут пропадает этот контакт. А еще для любого артиста самая большая награда – аплодисменты. Без них нет  диалога. Хотя у записи тоже плюсы есть: можно большего качества добиться. Как в театре и кино: сцену в спектакле играешь здесь и сейчас, а в кино можно переснять. Но живые концерты естественнее, – считает кларнетист Сургутской филармонии Александр Овдин.
Волнуется и техперсонал. Теперь подготовка зала к концерту в сургутской филармонии занимает не пару часов, как раньше, а почти неделю. Причем сложная работа происходит и на сцене, и в зале. Для того, чтобы музыканты смогли выйти в эфир, около двадцати специалистов настраивают микрофоны, переставляют декорации и стулья. Каждый квадратный метр пространства режиссеры и операторы проверяют: а как же он смотрится в кадре?
– Техническая сложность в том, что световое оборудование и световая сцена делаются под видеокамеры, потому что они воспринимают свет и цвет по–другому, не как человеческий глаз. И весь свет и цвет пишется под видеокамеру. Режиссер, который делает трансляцию, смотрит на мониторе, как что выглядит и подстраивает световиков. Например, где–то темные места надо высветить больше, где–то, наоборот, потемнее сделать или цвет изменить, чтобы дать характер определенный. Вот в этом техническая сложность, – объясняет заведующий художественно–постановочной частью Сургутской филармонии Олег Левицкий.

Новые планы
Важно показать работу дирижера – на него направлена отдельная камера, которая ловит мимику и жесты маэстро. Такое зрители в зале обычно не видят, ведь дирижер стоит к ним спиной. Так что можно сказать, что ракурс – эксклюзивный. Дирижера снимают со стороны музыкантов. Часть камер работает на так называемый общий план – это картинка, которую гость видел бы из центра зала. Несколько операторов дежурят по бокам помещения, чтобы показать вид сцены «в профиль».
– Еще две камеры находятся на сцене, чтобы показать самые интересные крупные планы. Зритель увидит, как музыкант применяет какую–то технику игры, например, или выбираются сольные музыканты крупным планом, чтобы концентрировать внимание зрителя на конкретном артисте, – уточняет Левицкий.
Так что во время онлайн- или видеотрансляции у сургутян есть возможность увидеть больше обычного, не вставая с домашнего дивана. Все это делает концерт еще более выразительным.
– Я подсказываю режиссеру, где соло, и он уже четко понимает, какую задачу ставить оператору. Наш художественный руководитель садится с нотами с ним рядом и говорит: здесь группа духовых деревянных будет играть, здесь будет солировать пианист, тут флейта… Такие моменты мы операторам подсказываем, – делится режиссер Анна Хлябич.

Лайф
Режиссер строит работу по типу «лайф», когда монтаж ведется прямо во время концерта. Режиссер видит на экране все камеры и быстро выбирает нужную картинку. По итогу концерта уже сформируется готовая видеозапись. Правда, над звуком еще нужно будет работать.  
Самая сложная работа ложится на плечи звукорежиссера. На него во время записи работает около двадцати микрофонов. После понадобится несколько дней, чтобы свести все музыкальные дорожки в гармоничный микс. Сургутяне должны услышать качественный звук, как будто находятся в зале филармонии.
– Звук будет настраиваться так, будто бы это не живое исполнение, а студийное. То есть будет сниматься звук практически каждого инструмента отдельно. Когда идет обычный живой концерт, чаще всего общий звук усиливается. Мы же поставили микрофоны практически у каждого инструмента, – поясняет Олег Левицкий. – Когда создавались симфонические оркестры, еще не было никаких усилителей, и, соответственно, они настраивались на живое исполнение. Сложность – передать этот звук максимально похожим на его акустический аналог. Потому что электроника вносит свои искажения, и тембр инструмента меняется. Стараемся его сохранить.
Особые сложности звуковикам доставляют самые тихие инструменты – как правило струнная и деревянная секция. То есть дудочки, флейты, скрипки. С громкими инструментами, говорят специалисты, работать попроще.
– После монтажа еще нужно адаптировать звук под интернет–площадку или под видеоверсию. Там разные технические характеристики, частоты, – добавляют техники.
В Сургутской филармонии на протяжении всей пандемии выпускают такие виртуальные концерты. На интернет–сцену по очереди выходят все творческие коллективы. Побывал на ней даже крупнейший – симфонический оркестр.
Эти выступления сургутяне могут увидеть совершенно бесплатно на страницах в социальных сетях или в эфире местной телекомпании «СургутИнформТВ». Коллеги выделили в сетке вещания окна для сургутской филармонии.
– Мы до последнего надеялись, что нам разрешат все–таки сделать традиционное открытие сезона не онлайн, а живое возрождение звука. В некоторых филармониях это так называется. Но не вышло. Поэтому мы адаптируемся пока к такому формату концертов. Записи получаются небольшими. Есть программы у больших крупных коллективов, но в связи с требованиями Роспотребнадзора выводить на сцену можно только мелкие формы: ансамбли, дуэты и т д. С каждой записью концерты становятся все лучше и лучше, потому что мы уже понимаем, на что нужно обращать внимание. Это опыт не только для нас, но и для СТВ. Они раньше не записывали вживую, например, симфонический оркестр, и это новый опыт и для них, – рассказал художественный руководитель сургутской филармонии Юрий Евсеев.
И хотя сургутские музыканты выступают перед своими виртуальными зрителями, они все так же ждут аплодисментов в виде лайков и комментариев, чтобы почувствовать обратную связь. 

Автор текста: Анастасия Аладинская   Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии