Рассчитать квоту
Трудоустройство инвалидов всегда было одним из приоритетных направлений работы Дептруда и занятости Югры. Благодаря изменениям в законодательстве у людей с инвалидностью станет еще больше возможностей для реализации своего трудового потенциала. В частности, теперь квоту по трудоустройству этой категории граждан нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Она будет считаться выполненной только после фактического приема на работу инвалида.
Работодатели самостоятельно квотируют рабочие места: их количество в разрезе профессий указывается в локальном нормативном акте.
Трудовые условия для людей с инвалидностью должны соответствовать определенным нормам и не нести опасность или причинять вред здоровью сотрудников.
Поэтому при исчислении квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам специальной оценки условий труда.
Работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, законодательством Югры, согласно полномочиям, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % от среднесписочной численности работников (закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).
Предприятия и организации имеют возможность принять большее количество инвалидов, чем предусмотрено по нормам квотирования, но не могут нарушить эти показатели в меньшую сторону.
Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством субъектов РФ, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя.
Минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов:
- от 101 до 500 человек – одно специальное рабочее место;
- от 501 до 1 000 человек – два специальных рабочих места;
- от 1 001 до 5 000 человек – три специальных рабочих места;
- более 5 001 человека – четыре специальных рабочих места.
Места можно профинансировать
В силу различных причин и производственных факторов не все работодатели могут создать либо выделить рабочие места для инвалидов непосредственно в организации.
В таком случае они могут профинансировать создание квотируемых рабочих мест для инвалидов в другой организации в соответствии с заключенными договорами.
На территории Югры 90 работодателей заключили 96 договоров о финансировании квотируемых рабочих мест. Из них 71 договор (73,9 %) заключен с 24 общественными организациями инвалидов (Мегион, Нягань, Радужный, Урай, Югорск, пгт Березово и Березовский район, Междуреченский и Кондинский районы, город Нефтеюганск и Нефтеюганский район, Нижневартовск и Нижневартовский район, Советский и Советский район, Сургут и Сургутский район, Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район). 25 договоров (26,1 %) заключено с организациями и учреждениями различных форм собственности.
Работодатели создали 626 квотируемых рабочих мест, в том числе 79 специальных рабочих мест (из них 533 рабочих места, в том числе 58 специальных, создано общественными организациями инвалидов).
Такие договоры подлежат обязательной регистрации в Департаменте труда и занятости населения Югры в порядке, утверждаемом ведомством.
Порядком установлены расходы, которые включаются в расчет объема финансирования на содержание рабочего места для трудоустройства инвалида в счет квоты.
На что идут деньги
В расчет объема финансирования на содержание рабочего места для инвалида в счет квоты включаются расходы, состоящие из:
– фонда оплаты труда (не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда) с применением районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, включая стимулирующие выплаты;
– оплаты ежегодного основного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ;
– единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;
– компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
– оплаты медицинского осмотра;
– затрат, необходимых для создания, оборудования (оснащения) рабочего места для трудоустройства инвалидов в счет квоты;
– уплаты налогов и сборов.
Чтобы не допустить нарушения обязательных требований, работодателям необходимо учитывать все указанные расходы при заключении договоров финансирования с работодателями, трудоустраивающими инвалидов в рамках таких договоров.
Распоряжением Департамента от 30.06.2021 № 17-Р-185 утвержден Порядок регистрации договоров финансирования, заключенных работодателями в целях создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях.
Документ размещен на официальном сайте Департамента (
http://www.deptrud.admhmao.ru) в разделе: Занятость инвалидов / Трудоустройство инвалидов в счет квоты по договорам финансирования.
При трудоустройстве или увольнении сотрудников работодатели, заключившие договоры финансирования, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за месяцем издания соответствующего приказа (распоряжения), направляют в Департамент информацию по утвержденной форме.
Бланки заявления о регистрации договора финансирования, информации о трудоустройстве инвалидов в рамках договора финансирования размещены на официальном сайте Дептруда в разделе: Занятость инвалидов / Трудоустройство инвалидов в счет квоты по договорам финансирования / Типовые формы документов.
Предотвратить ошибки
Государственный надзор в сфере труда сегодня нацелен на применение риск-ориентированного подхода. Чем меньше рисков, тем реже проверки.
Реформа контрольно-надзорной деятельности, затронувшая все уровни власти: федеральную, региональную и муниципальную, – направлена на снижение административной нагрузки на бизнес и установление прозрачных отношений между предпринимателями и государством.
Исходя из постулата, что ошибку легче предупредить, чем исправить, Департамент в рамках своих полномочий продолжает проведение профилактических мероприятий. Постановлением правительства Югры от 17.09.2021 № 362-п «О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты» Дептруда и занятости Югры наделен полномочиями выполнять региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Контроль включает профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит.
Всю актуальную информацию Департамент труда и занятости Югры размещает на официальном сайте, публикует в средствах массовой информации, оповещает работодателей через портал госуслуг и в других формах.
Что касается обобщения правоприменительной практики, то по ее итогам ведомство не реже чем раз в год готовит доклад, который проходит публичное обсуждение. После утверждения до 1 марта документ размещается на официальном сайте Дептруда Югры.
Теперь подробнее об отдельных видах профилактических мероприятий.
Самообследование
Это понятие стало новшеством в профилактической работе. Оно подразумевает, что работодатель проводит самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований. Самообследование работодатель может провести в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет»:
http://hmao.control-nadzor.ru/.
По результатам работодатели получают печатную форму декларации. Ее работодатель представляет непосредственно в департамент одним из следующих способов:
- лично, обратившись в приемную Департамента;
- почтовой связью по адресу: 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса, д. 12;
- в электронном виде на электронную почту (dtzn@admhmao.ru) или через личный кабинет Интерактивного портала Департамента (http://job.admhmao.ru).
Отдел контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения управления занятости населения Департамента в течение 5 рабочих дней с даты получения регистрирует декларацию с присвоением регистрационного номера. Затем размещает ее на своем официальном сайте и отправляет работодателю декларацию с отметкой о регистрации.
В рамках самообследования у контролируемых лиц есть возможность получить сведения о том, какой категории риска соответствуют принадлежащие им объекты контроля.
Существует три категории риска, к которым могут относиться объекты контроля: это категории среднего, умеренного, низкого риска. Отнесение объектов контроля к одной из категорий или изменение ранее присвоенной категории риска осуществляет своим распоряжением Департамент. Если объект контроля не отнесен ведомством ни к какой категории, считается, что он в категории низкого риска и в план проверок не включается.
Профилактический визит
Еще одна новелла в контрольно-надзорной деятельности – профилактический визит. В его рамках должностное лицо проводит с работодателем профилактическую беседу по видео-конференц-связи. Сотрудник Дептруда Югры информирует работодателя об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, соответствии деятельности критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий в отношении работодателя, исходя из отнесения его деятельности к соответствующей категории риска.
А также получает исчерпывающую информацию об изменении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, имеет возможность задать вопросы и обсудить проблемы, возникающие в работе.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должны уведомить не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита. При этом нужно уведомить об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения носят рекомендательный характер.
Единая цифровая платформа
Решение многих кадровых вопросов и связанных с ними отношений постепенно переходит в электронную плоскость. С 1 января 2022 года запущена в промышленную эксплуатацию Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».
Эта платформа в сфере занятости станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.
Платформа состоит из федеральной и региональной части (сегментов), а также подсистем, перечень которых определяется правительством РФ.
В соответствии с п. 3.1 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Все отчеты о квотировании рабочих мест для инвалидов, вакансии, заявления на содействие в подборе необходимых работников принимаются теперь посредством данного портала. Отчеты могут подавать только авторизованные через ЕСИА пользователи. Служба занятости провела широкую информационную кампанию по регистрации всех работодателей Югры на портале.
Кроме того, установлена обязанность работодателей с 1 июля 2021 года при приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, в пятидневный срок уведомлять службу занятости о дне приема на работу, а в случае отказа – о дне проведенных с гражданином переговоров о работе и причине отказа в приеме на работу. Уведомление можно будет направлять в электронной форме.
Если возникли вопросы, рекомендуется обращаться в службу технической поддержки портала из личного кабинета работодателя (авторизованного менеджера компании).
Работа достойная и интересная – немаловажное условие для жизни любого человека. Многочисленные примеры успешной трудовой деятельности людей с инвалидностью доказывают, что они могут работать наравне с остальными работниками. Квотирование рабочих мест расширяет возможности трудоустройства для большего числа людей с инвалидностью по всему округу. Служба занятости Югры проводит информационно-обучающие семинары, информирует работодателей о новеллах в законодательстве, о правах и обязанностях работодателей в области содействия занятости населения.
Всю актуальную информацию Дептруда и занятости Югры размещает на официальном сайте, публикует в средствах массовой информации, оповещает работодателей через портал госуслуг и в других формах.
Справка
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Кстати
Большая часть работодателей, заключивших договоры о финансировании рабочих мест для инвалидов с общественными организациями инвалидов, осуществляет деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли (59 из 90 работодателей, или 65,5 %).
Опубликованных комментариев пока нет.