«Преступный человек» Дмитрия Мамулии анонсируется как российско-грузинским фильмом, хотя снят в Грузии и озвучен полностью на грузинском языке. Здесь моментально узнается уникальная фотогеничность живописных и вместе с тем суровых пейзажей и лиц Грузии.
Грузия, наши дни. По пустынной безлюдной дороге едут два автомобиля, в каждом сидит по двое мужчин. Вскоре одного из этих мужчин (который окажется известным футболистом) убьют — без причины и следствия. Случайным свидетелем преступления становится безымянный свидетель — именно он станет главным героем фильма. Простой инженер, личность которого до самого финала останется загадкой, попытается связаться с полицией, но в последнюю секунду передумает. Вместо этого он продолжит наблюдать за ходом расследования и семьей погибшего спортсмена.
Психологическая драма художественного руководителя Московской школы нового кино Дмитрия Мамулии впервые была показана в рамках 76-го Венецианского кинофестиваля в программе «Горизонты». Картина стала единственным российским участником кинофестиваля, это некий нуар на грузинском языке.
Российский кинематографист грузинского происхождения снял драму об убийстве. Молчаливый нуар Мамулии напоминает о Достоевском. Метафизический поиск, в который углублена картина, имеет русские корни. Прежде всего, конечно, речь о Федоре Михайловиче, чье «Преступление и наказание» послужило одним из источников вдохновения для автора. Правда, ни студента-убийцы (тут убийц сразу несколько), ни противной старушки и ее невиновной сестры (жертвы в основном мужчины) вы здесь не обнаружите.
– Название фильму дало когда-то сенсационное исследование итальянского медика и криминалиста Чезаре Ломброзо: он предполагал, что «преступный человек» отличается от нормального и эти отличия возможно определить и описать. В своей картине не то чтобы опровергаю Ломброзо (он давно опровергнут), а напоминаю, что с развитием цивилизации мы научились многому, но так и не поняли – что заставляет человека, только что бывшего нормальным, пойти на преступление. Социальных, психологических, даже экзистенциальных причин недостаточно для ответа на вопрос. Остается попробовать взломать его при помощи искусства, – передал слова режиссера кинокритик Борис Нелепо.
Съемки картины, которые длились целых три года, прошли на территории Грузии, а актерский состав состоит из грузинских, и по большей части непрофессиональных, актеров. Так, например, исполнителя главной роли Мамулия нашел в вестибюле театрального института Тбилиси, где он работал охранником.
По словам режиссера, «подобный подход имел определяющее значение для создания «Преступного человека». Я не нуждался в опытном актере, мне нужен был человек с определенным жизненным опытом — внутренним надломом, отразившемся во взгляде. Именно таким человеком стал Георги Петриашвили».
– Картина свободна и дает настоящий полет фантазии — в сознании то и дело всплывает ассоциативный ряд, связанный с произведениями русских классиков: тут и Толстой с «Крейцеровой сонатой». В загадочных туманных ландшафтах читаются отсылки и к творчеству великих кинематографистов: Тарковского, Антониони, Пазолини, – поделился впечатлениями один из зрителей.
То, что начинается как нуарный детектив, постепенно обрастает элементами психологической драмы. На протяжении двух часов Мамулия показывает, как в его героя постепенно вселяется тьма. Причем делает это на уровне полунамеков, оставляя зрителю возможность самому решать, что именно движет его внутренними интенциями, будь то злой дух или какое-то скрытое психическое расстройство. Однако истинная природа вещей гораздо глубже той, что остается на поверхности.
Опубликованных комментариев пока нет.