×
Общество
0

Нынче и на литературе без цифры никуда

Студентка Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Юлия Демотко и студентка Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа Анастасия Слизкая стали победителями первой региональной олимпиады для будущих педагогов.


На мониторе ноутбука мелькают десятки самых разных изображений лисиц - рыжие, хитрые, забавные, с пушистыми хвостами и лукавыми мордочками. Чуть заметным движением мышки студентка отвергает один за другим, выбирая придирчиво нужный образ. На моих глазах создается интерактивный продукт, которым можно пользоваться потом на занятиях в детском саду, но сейчас это всего лишь конкурсное задание первой региональной олимпиады  профессионального мастерства для будущих педагогов.

Будущий педагог - студент приоритетный

Первая региональная олимпиада профессионального мастерства по специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование», учрежденная департаментом образования и науки ХМАО-Югры, собрала в нижневартовском социально-гуманитарном колледже 27 участников из восьми профессиональных образовательных организаций автономного округа. Семь из них - будущие учителя начальных классов и двадцать - будущие воспитатели детских садов.

Инициатором проведения олимпиады выступил Нижневартовский социально-гуманитарный колледж. Здесь готовят специалистов по одиннадцати направлениям. Отчего же пристальное внимание направлено именно на подготовку педагогов? Об этом рассказала заместитель директора социально-гуманитарного колледжа Марина Панасенко. 

- Политика нашего государства в области образования делает акцент на доступности дошкольного образования, большие средства вкладываются в строительство детских садов, однако для учреждений дошкольного образования нужны кадры, - объяснила Марина Панасенко.

К тому же каждый год меняются требования к педагогу, в детских садах и школах появилось цифровое интерактивное оборудование, на котором педагогу нужно уметь работать. Дети новые технологии осваивают стремительно, но педагог должен быть чуть быстрее, прогрессивнее своих учеников. Меняются требования общества и родителей к качеству образования. Педагог должен владеть новыми компетенциями, а значит, и образование, которое он получает в учебном заведении, должно меняться.

Об этом хорошо знают в Нижневартовском социально-гуманитарном колледже, который уже более тридцати лет готовит кадры для детских садов и школ.

- Конечно, олимпиада выявляет самых одаренных студентов. Но кроме этого она показывает, насколько хорошо они владеют новыми педагогическими компетенциями, дает почувствовать себя в роли наставника, испробовать свои силы, - уверена Марина Панасенко.

Иногда нужно и мышкой прикинуться

В отличие от конкурса профессионального мастерства, в котором также участвуют будущие студенты, олимпиада включает тестирование, которое стало проверкой теоретических знаний. Проходя испытание в режиме онлайн, студенты ответили на двадцать вопросов, случайно выбранных программой из числа тех, что подготовили организаторы.

На втором этапе будущие воспитатели анализировали с точки зрения педагогических принципов, правильности постановки цели и задач различные педагогические ситуации.

Ситуации оказались непридуманными, с такими наверняка молодые педагоги столкнутся на практике, придя в образовательные учреждения. Вот одна из них: воспитатель младшей группы на прогулке пытается организовать подвижную игру. Трое малышей отказываются играть, и воспитатель настаивает, фактически заставляет детей выполнять игровые действия. Конкурсантки разложили по полочкам все ошибки гипотетического коллеги и предложили свой способ организации прогулки.

- Видно, что студенты отлично владеют знаниями психологии и методиками. Каждая конкурсантка продемонстрировала хорошую подготовку,  - оценила уровень участников председатель жюри, заместитель заведующего детским садом №80 Светлана Гасымова. - Но больше всего нас покорила конкурсантка, которая вышла к нам в образе мышки и сразу начала играть с членами жюри, таким образом показав им, как бы она справилась с ситуацией. Сразу стало ясно, что она не только знает, как нужно действовать, но и умеет это.

Марина Большакова, студентка второго курса отделения «дошкольное образование» Урайского политехнического колледжа  впервые участвует в таком конкурсе и очень волнуется, однако считает, что дебют станет полезным опытом.

Интересно посмотреть на себя глазами судей, осознать уровень моей профессиональной подготовки в данный момент, понять, над чем еще нужно работать, - говорит она.

С ней согласна ее педагог Татьяна Калмакова.

- Для будущих педагогов этот конкурс в первую очередь тренировка в умении управлять собой, а это им очень пригодится, когда они придут в классы и группы к своим воспитанникам, - поделилась она своим мнением. - Большое значение имеет опыт участия в олимпиаде и для педагогов профессиональных образовательных учреждений. Мы имеем возможность посмотреть на других студентов, сравнивая подготовку специалистов в разных регионах.

От синквейна до театральной постановки

Самым интересным и показательным, пожалуй, стал заключительный этап олимпиады, когда будущие педагоги показывали, как они умеют использовать цифровые технологии на уроках и занятиях, обучая, воспитывая, развивая детей.

Будущие воспитатели детских садов должны были за сорок минут изготовить дидактическую интерактивную игру и за семь минут ее потом презентовать, то есть рассказать, как ею пользоваться в процессе занятия, чему она учит, какой важный воспитательный момент в ней скрыт.

Четверокурсница Ханты-Мансийского технолого-педагогичес-кого колледжа Елизавета Туровинина, перетаскивая из Интернета изображения, уверенно создает игру «Чей домик?» 

- Мне не раз приходилось создавать такой продукт на семинаре по информатике в колледже, так что задание знакомое, - объясняет Елизавета свою уверенность. - Мы представляем себе, как дошколенок, водя ручонкой по интерактивной доске, с удовольствием переселит собаку в будку, пчелку в улей, а белку в дупло и легко запомнит, кто где живет.

В игре Алены Черкашиной из югорского политехнического колледжа нужно собрать вместе персонажей одной сказки. В случае ошибки – если персонаж заблудится в чужой сказке - в уголке экрана оживет картинка - заплачет огорченный интерактивный ребенок. Смеющийся ребенок станет знаком того, что задание выполнено верно.

В другой аудитории без пяти минут учителя начальных классов представили на суд жюри пятнадцатиминутный фрагмент урока по литературному чтению во втором классе. Час подготовки они использовали для того, чтобы выстроить сценарий урока так, чтобы раскрыть тему, продемонстрировать владение разнообразием методик, в том числе - информативно-коммуникативными технологиями, и организовать для детей творческое задание. Таким заданием на уроке четверокурсницы из Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа Ирины Баутовой стал  коллективно сочиненный синквейн о героине сказки Сутеева. Создавая синквейн, «второклассники» повторили части речи из раздела русского языка, что немаловажно, ведь современный урок должен быть метапредметным.

На уроке Дарьи Лопатиной «ученики» инсценировали рассказ Льва Толстого «Старый дед и внучек». Помните поучительную историю о том, как мальчик мастерил лоханку для своих родителей, которые из такой лоханки за печкой, подальше от глаз, кормили его старого деда? Жестами ребята выразительно изображали все происходящее в тексте, который читала Дарья. Оба урока  учили ребят не только анализировать текст, находить нужную информацию и быть внимательными и вдумчивыми читателями, но еще чему-то не менее важному - сопереживать, осознавать свои поступки, помнить о том, что инструменты ценны только в умелых руках мастера, что старость никого не минует, а доброта и забота, проявленные к другому, спасут в первую очередь тебя самого.

Конечно, не все уверенно держались на учительском месте, кому-то не хватило эмоциональности, которая так заражает, ведет за учителем ребят. Однако не сомневаемся в том, что эти пятнадцать минут станут в учительской биографии каждой конкурсантки памятным и важным моментом - каким  бывает всякое начало большого дела.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии