До введения в действие Жилищного кодекса в 2005 году одной из самых распространенных форм реализации гражданами конституционного права на жилище было получение его по договору социального найма. Помещения предоставляли в домах государственного и муниципального фондов социального использования в случае признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
С 1 марта 2005 года законодательство изменилось и для возникновения у граждан права постановки на учет для обеспечения жилым помещением на условиях договора социального найма требуется не только подтверждение нуждаемости человека в таком жилом помещении, но и невозможность самостоятельного улучшения им своих жилищных условий, то есть необходимо быть признанным малоимущим.
Решение о признании гражданина малоимущим принимается органом местного самоуправления с учетом дохода каждого совместно проживающего члена семьи заявителя и стоимости имущества, находящегося в собственности семьи, которое подлежит налогообложению согласно ч. 2 ст. 49 ЖК. Расчет размера дохода гражданина производится на основании расчета совокупного дохода всех совместно проживающих членов семьи за календарный год, предшествующий началу года подачи заявления о принятии на жилищный учет. Стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и постоянно проживающих с ним членов его семьи, также определяется в совокупном размере. Установление же размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Нуждающимися в жилом помещении на условиях договора социального найма признаются граждане в случаях:
- отсутствия у гражданина и членов его семьи жилого помещения в собственности или предоставленного по договору социального найма;
- обеспеченности общей площадью жилого помещения (собственного или предоставленного на условиях договора социального найма) на одного члена семьи менее установленной органом местного самоуправления учетной нормы, то есть минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения. При этом учетные нормы в различных муниципальных образованиях обоснованно могут отличаться, например, норма обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в Сургуте установлена в размере 14 кв. м, в Ханты-Мансийске – 12 кв. м, а в Нягани – 9 кв. м;
- проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и не подлежащем ремонту и реконструкции (в таком случае размер площади занимаемого непригодного для проживания жилого помещения при определении нуждаемости не учитывается);
- проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, при отсутствии иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Граждан, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений на условиях договора социального найма, органы местного самоуправления по месту их жительства принимают на соответствующий учет (ч. 1 ст. 52 ЖК).
Предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется по достижении гражданами очередности, формируемой исходя из времени принятия их на учет, за исключением определенных законом случаев предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке, о чем Уполномоченным будет разъяснено в последующем выпуске газеты.
Опубликованных комментариев пока нет.