Час о войне
– Телемарафон – это 60 минут, собранных из игровых фрагментов, снятых югорчанами по мотивам детских произведений о войне. Хронометраж каждого отрывка – до 2 минут. Они все войдут в телемарафон «О войне мы узнали из книг», который выйдет на нашем телеканале в День Победы, 9 мая, – рассказывает автор проекта, главный редактор по производству социального контента телерадиокомпании «Югра» Оксана Адамчук. – Сотрудники телекомпании помогают участникам-авторам смонтировать сюжет.
Проектом занимается детская студия телекомпании. В буктрейлерах снимаются воспитанники студии, которые уже знакомы с процессом съемки и мужественно выносят дубль за дублем.
– В сегодняшнем сюжете я играла роль дочки, которая не хочет просыпаться в холодной неотапливаемой квартире. Но на самом деле мы снимали в теплом и даже жарком помещении. А «мама» еще укутывает меня в зимнее пальто. От жары я немного забывала слова, – рассказывает юная актриса Варвара Мусатова.
По словам режиссера проекта Елены Альшаевой, уже отснято и смонтировано несколько эпизодов по мотивам детских книг о войне: Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы», Ксении Ползиковой-Рубец «Они учились в Ленинграде» и Юрия Германа «Вот как это было».
Дети – детям
Киноинсценировки, которые войдут в телемарафон, – память о Великой Отечественной войне и возможность приобщить, заинтересовать ребят чтением книг авторов, которые писали о детях войны.
– Все меньше остается в живых свидетелей тех страшных дней. Рассказать о войне взрослым могут архивы, а детям – книги. Мы уверены, что ребята быстрее заинтересуются книгой, если о ней расскажут их сверстники, тем более в форме киноинсценировки. Да и сами юные актеры, погружаясь в тематику Великой Отечественной войны, узнают много нового о трагических событиях, которые пришлось пережить детям и взрослым, – комментирует руководитель проекта Антон Власов.
Илья Коростелев работал на камеру впервые в жизни и отлично справился с поставленной в двухминутке задачей. Ребята отыгрывали сюжет о том, как в блокаду ленинградские учителя проводили занятия прямо в бомбоубежищах.
– Из воспоминаний блокадников мы узнали, что учителя старались красиво одеваться, чтобы отвлечь детей от мыслей о войне, а кроме темы урока, рассказывали ученикам о своих путешествиях. Вместе они мечтали о мирной жизни, но мальчишки были готовы встать на защиту родного города. Они собирали и хранили целые патроны. Вот это мы и показываем в кадре, – поясняет Илья.
В отличие от него, Егор Ощепков – актер со стажем, но тоже до глубины души проникся военной тематикой:
– Хоть у меня есть опыт съемок в программах, я все равно волновался, потому что эти съемки – особенные. Это было погружение в те военные годы, невероятно, как ребята могли учиться и улыбаться, думать о чем-то, когда сверху падают бомбы и непонятно, как закончится урок.
В сюжете по мотивам произведения Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» снялась Ульяна Величко с десятилетней дочкой Севериной.
– Было немного жутко от старого холодного здания, в котором мы снимали. Я узнала, что, оказывается, окна становятся крепче, если их заклеить газетными полосами крест на крест, – рассказывает Северина. – Когда маме сказали, что надо сыграть со слезами и у нее они стали появляться на глазах, я сама разрыдалась. И следующую сцену со мной не смогли снять сразу из-за моих красных глаз и носа.
Ульяна с Севериной в кадре работали с газетой военного времени, специально отпечатанной для буктрейлера, и клейстером, сваренным из муки.
– Как же грустно мне было понимать, что во время войны из-за голода даже маленьким детям приходилось есть клейстер, – прокомментировала Ульяна Величко.
Это буктрейлер, детка!
Я как автор статьи испытала на себе все тяготы съемочного процесса. Пока вникала в тему, меня пригласили поучаствовать в проекте – сыграть маму-блокадницу.
Оказывается, две минуты на экране снимаются три часа. Это при условии, что никто не забыл слова или солнце, изменив свое положение, вдруг не попадет в «ночной» кадр, а звуковик точно включил микрофон.
К слову сказать, в сцене участвуют всего два человека: мать и дочь. Но сосредоточиться на эмоциях и особенно словах невероятно сложно. Потому что все семь человек съемочной бригады, включая режиссера, оператора, звуковика, световика, автора проекта и еще каких-то людей что-то советуют, говорят, куда встать, куда смотреть или не смотреть. Снимают то крупный, то общий план, то восьмерку. И в результате ты забываешь всего три слова, которые должна сказать по сценарию. И главное, что на своих эмоциях – это одни слова, а у автора книги – синонимы. Но это буктрейлер, и мы должны сохранять неизменным текст книги.
Просто восхищаюсь своей партнершей – малышкой Варей Мусатовой, которая стойко вынесла весь процесс и блестяще, дубль за дублем, отыгрывала свою роль до момента «стоп». Ох уж этот «стоп»! Вроде и слова не забыты, и птичка в кадре, и сыграно неплохо, но раньше времени вышли из эмоций, не дождавшись команды «стоп». И все снова. Притом, что моя героиня все время стоит на коленях перед кроватью дочери, замотанная в шаль и одетая, как капуста, в какие-то теплые лохмотья, а за «бортом» + 25. Мои щеки были такими горячими и красными, что на них можно было выпекать блины. Хорошо, что фильм черно-белый. Не знаю даже, как на монтаже будет убран пот со лба. Но в команде проекта работают настоящие профессионалы, и думаю, что они точно справятся.
Кстати
Детская студия телекомпании предлагает учителям и воспитателям, педагогам дополнительного образования использовать кинофрагменты телемарафона «О войне мы узнали из книг» при «Разговорах о важном», на уроках памяти и классных часах.
Опубликованных комментариев пока нет.