Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.
Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.13 января – День российской печати. К своему профессиональному празднику мы поговорили с легендой югорской журналистики Виталием Копновым, долгие годы проработавшим в газете, – о том, как слово «Югра» вошло в наш обиход (причем наше издание предвосхитило это время, поменяв название), и почему вписать в Конституцию округ в 90-е было вдвойне труднее. Виталий Степанович впервые приехал сюда в 1979 году, а в «Новостях Югры», тогда «Ленинской правде», начал работать в 1986-м.
– Тогда слово «Югра» по отношению к округу как часто использовалось?– Редко. Оно воспринималось как что-то исключительно финно-угорское. В целом «Югра» по отношению к региону считалось полуофициальным названием. В газете как синоним Ханты-Мансийского округа мы его не использовали, хотя в обыденных разговорах оно, конечно, звучало.
– А за пределами округа было понимание того, что нашу территорию можно называть еще и Югрой?– Тогда об округе вообще мало говорили, а если и упоминали, то скорее как территорию Западной Сибири и Тюменской области. Везде писали, например, «тюменская нефть». Мне кажется, что и до сих пор те, кто мало интересуются политикой, спортом, экономикой, считают, что мы живем в Ханты-Мансийском национальном округе. Приходилось и такое слышать. Недаром же первый губернатор округа Александр Филипенко не любил сокращение «ХМАО», он всегда говорил «Югра».
– В 1991 году газету переименовали из «Ленинской правды» в «Новости Югры», хотя округ официально стал Югрой только в 2003 году. Как это было?– Собрал нас тогда главный редактор газеты Новомир Борисович Патрикеев и объявил внутриредакционный конкурс на новое название для нашего издания. Такой был междусобойчик. Я предложил «Северный дом», а Лена Горбачева – «НЮ», то есть «Новости Югры».
– В тот момент в 91-м году «Югра» как название округа было популярным?– Нет, это возникло попозже, в 95–96-м. В 1993-м была принята Конституция РФ, где округ впервые был упомянут как самостоятельный субъект Федерации. Документ писали 3,5 года. Тогда шли серьезные споры и возникали нелепые ситуации.
– Их работа отражалась на страницах издания?– Конечно. В основном материалы на эту тему писала наш политический обозреватель Евгения Никитина, я тоже публиковался.
– Какой-то отклик в поддержку автономии шел от читателей газеты – письма, звонки?– Нет, такого не припомню. А вот когда мы ездили в командировки по городам и районам, то, конечно, люди выражали свою поддержку – и простые люди, и руководители. В газете иногда публиковали их мнения.
– Получается, округу одновременно приходилось буквально бороться за экономическую стабильность и создавать задел на будущее.– Криминальные разборки, «напряженка» с продуктами, но благодаря руководству округу удалось выстоять. И позитивные последствия тех решений мы наблюдаем сейчас. Поднялся авторитет округа на федеральном уровне, стал более заметным вклад нашего региона в бюджет России.
– Тогда и перестали относиться к Югре как к вахтовой территории?– Мнения были разные. Но когда в Югре стала образовываться социальная сфера, строились детсады, школы, больницы – мнение изменилось в лучшую сторону. Когда население стало «оседать» на земле, пришло понимание, что вахтовый метод не сработает. Тем более что даже с точки зрения сельского хозяйства у нас совсем не пропащий край.
– Официально округ стал Югрой в 2003 году. Как это освещалось на страницах газеты?– К тому времени слово «Югра» прочно вошло в обиход. Мы написали новость про перемены в названии региона, но это не стало фурором, потому что читатели и большая часть населения отнеслись к этому как к факту официального закрепления того, что и так известно. Все приняли это как состоявшийся факт.
– Расскажите о том, когда округ начал активно ассоциироваться со спортом. Ведь в год вашего приезда на месте биатлонного центра стояло деревянное стрельбище.– Да, я освещал работу делегации IBU и СБР. В ее составе был Вадим Мелехов.
– А сами горожане как относились к идее превращения Ханты-Мансийска в столицу мирового биатлона?– Очень положительно. Здесь этот вид спорта всегда был в приоритете. Помню, я очень удивился, увидев огромную делегацию молодежи, которая собралась, чтобы в аэропорту встретить Виктора Майгурова. Он тогда стал чемпионом мира. Биатлон в Югре всегда любили – и стар и млад.
– Вам доводилось, как журналисту регионального издания, освещать международные старты в новом центре?– Конечно, по отзывам спортсменов (наших и иностранцев), турниры в Ханты-Мансийске были одними из лучших. У СМИ тоже нареканий к организаторам не было. В окружную столицу приезжали и зарубежные коллеги, правда, они держались особняком. А вот с журналистами из Екатеринбурга, Красноярска, Владивостока, Самары и Москвы мы хорошо общались.
– С кем из звезд мирового биатлона вам довелось общаться тет-а-тет?– Я брал интервью у многих – Екатерины Дафовской, Уле-Эйнара
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.
Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.Теги статьи: #Краевед #Виталий Копнов
Текст: Анастасия Чупрова