Наталья Глотова и Ирина Миронова много лет назад познакомились в реабилитационном центре «Добрый волшебник». На тот момент Наталья работала в учреждении специалистом, взаимодействующим с детьми-аутистами.
«Сын Ирины начал ходить ко мне на занятия. Мы познакомились потому, что ее приятно удивил мой подход к работе, стремление увидеть прогресс и получить результат, — вспоминает Наталья Глотова. — Кроме этого, я сама являюсь матерью троих детей, один из которых особенный. Поэтому для нас работа с аутистами оказалась общим делом».
Со временем Наталья и Ирина решили открыть собственную организацию, отличающуюся от бюджетных учреждений подходом к развитию аутистов и большим количеством возможностей. Так появился проект «Дети дождя».
Смещая фокус внимания
Специалисты общественной организации «Дети дождя» занимаются развитием у подопечных социальных и бытовых навыков. Сегодня в этом учреждении проходят обучение самые сложные аутисты Сургута. Как правило, они не разговаривают и крайне неохотно идут на контакт с другими людьми.
«Изначально мы планировали открыть центр для маленьких детей. Но потом обратили внимание на то, что сегодня западает развитие более взрослых аутистов-тинэйджеров и людей старше 18 лет. Учитывая, что у нас самих в семьях есть уже подрастающие аутисты, решили развивать это направление», — говорит Ирина Миронова.
«Что с ними будет, когда нас не станет?» — спросила у меня Ирина. Так мы и решили полностью изменить проект: ориентировать его не на детей, а уже на взрослых», — вспоминает Наталья Глотова.
В результате возник проект «Сопровождаемое проживание», который готовит воспитанников центра аутистов к самостоятельной жизни. Предполагается, что после курса они смогут самостоятельно проживать в квартирах, пользуясь помощью социальных работников.
«В этом проекте мы работаем с людьми от 10 до 35 лет. Младшая категория наших воспитанников сначала проходит подготовку к сопровождаемому проживанию. Первый этап — пребывание в центре в течение дня. Он длится пять дней. Второй — круглосуточное проживание на выходных. Третий этап — уже постоянное пребывание человека в организации», — сообщила Ирина Миронова.
Сейчас старшему воспитаннику организации уже 30 лет. Однако он до сих пор нуждается в поддержке специалистов.
Взрослым тоже нужна забота
По мере взросления человека уровень поддержки от общества и государства неизбежно уменьшается. Однако это не значит, что совершеннолетние граждане, с рождения имеющие особенности развития, становятся способными заботиться о себе самостоятельно.
После окончания школы большинство людей с аутизмом остаются под опекой родственников. При этом у них пропадает возможность развиваться и социализироваться вне семьи. Многие навыки, приобретенные в процессе работы со специалистами, теряются. Люди возвращаются к своему естественному состоянию — перестают эмоционально контактировать с окружающими и теряют интерес ко многим занятиям.
«Люди с аутизмом, как и все остальные, должны быть заняты делом. Они также устают от безделья и начинают проявлять агрессию по отношению к себе и окружающим. Поэтому после школы их развитие не должно останавливаться. Таких людей обязательно надо чем–то занимать», — объяснила Наталья Глотова.
Находясь в любящей и заботливой семье, аутисты часто не испытывают никаких проблем. Однако, когда родители умирают, остальные родственники зачастую оказываются не готовыми взять на себя ответственность в виде нетипичного взрослого. В результате многие люди с аутизмом встречают конец жизни в специальных психоневрологических диспансерах и интернатах.
«Мы стараемся сделать так, чтобы, попадая в психоневрологические учреждения, они могли там достойно жить. Ухаживать за собой, сообщать окружающим о своих потребностях», — говорит Наталья Глотова.
Второй центр
После успешного запуска первого проекта, получившего президентский грант, Наталья и Ирина взялись за еще одно направление, ориентированное на развитие детей от одного года.
«Важно начинать работать с детьми, пока они еще маленькие. Иногда родители не понимают, что если не начать сразу заниматься с ребенком, потом он будет гораздо хуже адаптироваться. То, что в малом возрасте может восприниматься смешным и забавным, впоследствии перерастает в большие проблемы», — поясняет педагог Наталья Глотова.
Помимо стандартной терапии для маленьких детей в центре также проводят занятия по логопедии и дефектологии. Аутистов учат ухаживать за собой, концентрироваться на определенных вещах, развивать моторику и координацию. Также специалисты работают над тем, чтобы нивелировать у детей проблемы с обучением.
Кто такие аутисты?
В современном мире большинство людей, знающих о существовании аутизма, часто не воспринимают эту особенность как серьезное заболевание. Из-за проработанных образов героев в фильмах и художественной литературе у сторонних наблюдателей может возникать ощущение, что аутисты — это просто люди со странностями. Закрытые, отрешенные, но вполне обычные.
Также образ аутистов нередко романтизируют. Считается, что такие люди чаще других оказываются гениями. Как правило, вера в этот миф подкрепляется рассказами об аутизме таких знаменитостей, как Эйнштейн, Моцарт, Дарвин и Кубрик. Но на самом деле, даже если все эти люди были аутистами, их гениальность является простым исключением.
В действительности же большинство аутистов имеют такие же когнитивные способности, как и обычные люди. Но из-за частичной, а то и полной утраты возможности эмоционального контакта с окружающими, такие люди могут испытывать трудности даже с выполнением базовых действий. Так, например, не все аутисты способны самостоятельно одеться, помыться, расчесаться или даже принять пищу.
Опубликованных комментариев пока нет.