×
Культура
0

Ольга Корниенко представила фильм о Югре в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге

900-летие первого упоминания Югры в русских летописях – знаменательная дата, которая отмечается не только в Ханты-Мансийском автономном округе. На днях в Санкт-Петербурге, в Президентской библиотеке в рамках проекта «История Российской государственности в истории её регионов» состоялось очередное заседание киноклуба, посвящённое этой дате. Сургутский режиссер Ольга Корниенко представила жителям северной столицы книгу «Уходящая натура: что осталось за кадром» и документальный фильм «Жизнь Шашупи, описанная им самим». Участниками встречи стали члены Ханты-Мансийского, Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Якутского землячеств в Санкт-Петербурге, представители науки, студенты и преподаватели, кинематографисты. Благодаря техническим возможностям библиотеки к разговору библиотеки подключились и читатели Центральной библиотечной системы Черноморского района республики Крым, а по скайпу – Региональный центр Президентской библиотеки в Государственной библиотеке Югры (г. Ханты-Мансийск).

В фойе библиотеки плазменные экраны вводили зрителей в мир Югры: обряды Медвежьих игрищ, песни и загадки обских угров, неповторимые узоры традиционного костюма ханты, манси, ненцев.

Для тех, кто жил на Севере, – это возможность вновь ощутить себя югорчанином, а кто-то открывал этот мир впервые, удивляясь укладу и восхищаясь мудрости и сноровке коренных народов.

Вечер, посвященный истории нашего края, его прошлому и будущему, прошел в стенах Президентской библиотеки неслучайно, именно здесь хранится электронная версия Лаврентьевского списка «Повести Временных лет», где и было обнаружено первое упоминание о Югре. Научные сотрудники Президентской библиотеки подарили членам Ханты-Мансийского землячества в Санкт-Петербурге, которое в январе 2019 года отметит 10-летний юбилей, копию страницы 85 с этой записью. В свою очередь председатель землячества Лидия Георгиевна Гончареня вручила коллективу библиотеки панно с изображением герба Югры.

Ключевым же событием встречи стала документальная лента Ольги Корниенко о лесном ненце Владимире Мытовиче Пяке – «Жизнь Шашупи, описанная им самим», живущем на границе двух округов-Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого.

Там, у священного озера Нумто, он родился в 1941-м, женился, поднял в одиночку восьмерых детей, когда жена («поваром в интернате работала») умерла в возрасте 50 лет. Охота, рыбалка, летняя стоянка, зимняя, ловушки проверить, нарты подновить, хлеб испечь… Сам говорит, что позже пяти часов утра никогда не встаёт («если на одном месте сидишь-постареешь, болеть будешь»). Сначала работа, а уж потом чай, а по-другому никак. Так было всегда. Все как в природе: лето после осени не наступит– обязательно придет зима. Постоянство жизни для Шашупи – в его оленях и песнях, которые оленевод поет даже не голосом, а судьбой о том, как работал в колхозе, потом на себя, как было тяжело, но всегда его олени были самыми выносливыми - и зимой, и летом.

«Моё сердце никогда не болит, потому что я нахожу мир в моих песнях» – поет он, обращаясь то ли к своим богам, то ли к самому себе. И одинокий голос стойбищного человека становится всё увереннее, крепче. И с каждым кадром ты всё отчетливее понимаешь: на границе Ханты-Мансийского округа, где добывается половина российской нефти, и Ямало-Ненецкого, производящего 90 процентов газа, живет человек, у которого совсем другие представления о богатстве. Богатство – это земля, в которой упокоится его прах, богатство – это олени («они были и всегда будут»), и это воздух, которым будут дышать его потомки.

Если что-то и тревожит старого Шашупи, так это буровые, которые подошли уже совсем близко к его летней стоянке («всего-то в 500-600 метрах»). Сжимается их кольцо со всех сторон.

Какой будет жизнь завтра – не знает старый Шашупи. Он не гневится, не жалуется. В его душе – мир. Потому что уверен только в одном: «надо держать оленей».

«Я делала кино не про техногенное наступление человека на святая святых – природу, с которой мы повязаны тысячей нитей, а про мудрую ответную реакцию на это человека от земли, оленевода Шашупи, – сказала на презентации режиссёр фильма Ольга Корниенко. – Цивилизация стоит у него на пороге. Но мой герой спокоен, поскольку уверен, что мощные машины и механизмы будут меняться, приходить и уходить, а олени и тундра будут всегда».

Шашупи в своей мудрой позиции не одинок. Он мог бы подписаться под каждым словом другого оленевода – Юрия Айваседы (Вэллы), слова которого из книги «Уходящая натура: что осталось за кадром» автор процитировала на встрече:

– Конечно, нефтяники - крутые ребята, что для них какой-то Айваседа с семьёй. Если они очень захотят, – меня с моим стойбищем здесь не будет. Тем не менее, моё присутствие всё же сегодня ещё сохраняет тот кусочек земли, тот кусочек леса, который вырабатывает кислород, который даёт небольшую отдушинку для нашей планеты. Но ещё не менее важно, что здесь сохраняется духовность, потому что я часть духовной ценности моих родственников. Когда моя семья тут живёт, и люди планеты знают, что есть такое стойбище, и можно приехать пообщаться, почувствовать, духовно обогатиться или хотя бы полюбопытствовать, – это тоже ценность нашей планеты. И пока я здесь, это сохраняется.

Пока мы смотрим такое кино, читаем про это книги, помним про ушедшего Вэллу и старого Шашупи - ценность эта сохраняется.

Светлана Круглова, искусствовед, член Европейской Академии естественных наук, экс- директор Сургутского Художественного музея:

– Сегодня такая обстановка была замечательная в зале, такое ощущение прекрасное после встречи: вот земля наша югорская, люди, живущие и говорящие на других языках, а это очень красивый приём, когда мы слышим другие голоса, - мы все едины, и это наша страна, Россия… И были сказаны замечательные слова о том, что надо всегда поддерживать таких художников, как Ольга Корниенко, потому что эти люди и эти фильмы – они дают нам другое ощущение, напоминают, для чего мы живём и где мы живём, где мы родились.

Наталья Веселова, руководитель туристического агентства «Beautiful time» в Санкт-Петербурге:

–Я сама с Ямала, вот ловлю себя на том, что мы столько лет прожили на севере и так мало видели, мало знаем, как живут малочисленные народы! Мне многое открылось впервые.

Александр Сорокин, режиссёр:

Я всегда пытаюсь искать в фильме какие-то глубинные смыслы, и вот здесь я увидел очень глубокую мысль – автор очень скромными средствами раскрывает одну из главных человеческих ценностей – единство человека и природы, гармонию, от которой мы отошли, но которая очень важна в нашей жизни.

Коротко:

Ольга Корниенко – известный сургутский режиссер и журналист. Лауреат Высшей премии «Тэфи» (регион); член Гильдии неигрового кино и телевидения России; член Европейской Академии естественных наук (ЕАЕН, Германия, Ганновер). Лауреат Художественной премии в области кино Всемирных Дельфийских игр в Берлине. Её документальные фильмы используются в качестве учебных пособий во многих европейских университетах. Выпущенная в 2017 году, книга «Уходящая натура: что осталось за кадром» является лауреатом литературной премии губернатора Югры, а также дипломантом конкурса «Книга года Тюменской области-2017» в номинации «Самая патриотическая книга». С этого года книга размещена в электронном каталоге Президентской библиотеки.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии